понедельник, 4 ноября, 2024
Накануне, 22 октября, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Андрей Осипов провёл интернет-конфренцию. В ходе неё он ответил на вопросы по теме моратория на проверки бизнеса, введённого в России ещё в июле 2021 года из-за последствий коронавируса. В том числе Осипов рассказал, для чего была нужна эта "пауза", какие проверки могут сейчас проводить и что будет после отказа на мораторий.
Андрей Осипов отметил, что три года назад власти сместили акцент с контрольных проверок на профилактические. Это время было дано бизнесу, чтобы самостоятельно выявить недочеты в своей деятельности, появившиеся во время ковида, и исправить их. При этом омбудсмен подчеркнул, что мораторий не даёт предпринимателям право не соблюдать различные требования, уповая на безнаказанность в отсутствие проверок.
"В этом и заключается баланс. Предприниматель не должен, при соблюдении или не соблюдении обязательных требований, руководствоваться главным критерием "а меня все равно не проверят". Он должен руководствоваться тем, что максимальное соблюдение обязательных требований — это безопасность как для клиентов, так и для его бизнеса", - высказался он.
Также уполномоченный добавил, что приостановление контрольных проверок показало свою эффективность, как форма взаимодействия проверяющих органов с бизнесом.
По словам Осипова, во время моратория всё же некоторые проверки могут проводиться. Например, есть так называемый профилактический визит, который направлен на информирование предпринимателя об обязательных требованиях к его бизнесу и о рекомендуемых способах снижения риска. Он отметил, что для таких проверок представители компаний могут приглашать надзорные органы самостоятельно, чтобы суметь вовремя отреагировать на риски и избежать нарушений.
"При его проведении органом госконтроля не принимаются какие-либо меры, не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований и т.д. Разъяснения, полученные предпринимателем в ходе профилактического визита, носят строго рекомендательный характер. Кроме того, по итогам профилактического визита контрольно-надзорным органом не может быть назначена проверка", - пояснил бизнес-омбудсмен.
Также он добавил, что мораторий на проверки распространяется только на плановые контрольные мероприятия. То есть сюда не входят внеплановые и налоговые проверки. Однако он отметил, что внеплановые мероприятия в большинстве случаев согласовываются с органами прокуратуры и проводятся с их участием.
"Это значит, что в приказе ведомства о проведении проверки должны быть указаны реквизиты решения прокурора или номер извещения. Без них мероприятие незаконно", - подчеркнул Осипов.
Но и здесь есть исключения: без согласования с прокуратурой такие проверки могут проводить по поручениям президента, председателя правительства и его заместителя, а также по требованию прокурора, при поступлении в прокуратуру жалобы (к примеру, от сотрудников предприятия на невыплату зарплаты). А ещё проверки возможны в рамках контроля за сохранением историко-культурных объектов или в сфере обращения лекарственных средств, а также строительного и экологического.
Ранее, во время ежегодного послания к Федеральному собранию, Владимир Путин предложил отказаться от моратория с 1 января 2025 года. Значит, с начала следующего года проверки возобновятся. Как отметил Андрей Осипов, они должны будут носить риск-ориентированный характер.
"Их станет больше, на сколько - пока вопрос времени. Ожидаем, что будет увеличение количества проверок", - считает он.
Омбудсмен также добавил, что для исключения нарушения прав бизнеса в 2024 году провели мониторинг установленных органами муниципального контроля индикаторов риска. По его результатам были выявлены различные нарушения, поэтому уполномоченный направил обращения в муниципалитеты для их устранения. В итоге все такие требования были изменены или полностью отменены.
Помимо темы моратория Андрей Осипов рассказал, что всего ему поступило 159 обращений от предпринимателей. Из них 81 письменная жалоба, 66 устных обращений, пять предложений по совершенствованию действующего законодательства и семь заявлений об участии уполномоченного при проведении проверок и участии в судебных разбирательствах.
"По-прежнему актуальными остаются вопросы земельных и имущественных отношений, жалобы на неисполнение государственных и муниципальных контрактов, на действия правоохранительных и налоговых органов, а также вопросы финансово-кредитных отношений и банковской деятельности. Доля обращений на незаконное уголовное преследование за последние годы колеблется в районе 12-15%", - отметил омбудсмен.
Также он добавил, что каждая четвёртая жалоба в этому году решалась в пользу бизнеса. А в целом за последнюю пятилетку сумма средств, полученных алтайскими предпринимателями или не взысканных с них в результате восстановления их прав, составила более 41 млн рублей.
"Многие предприниматели, даже с помощью юристов не могут решить возникающие у них проблемы. А мы, руководствуясь законом и своими правами, часто помогаем бизнесу распутывать самые сложные дела", - поделился Осипов.