среда, 19 ноября, 2025
В конце прошлого сезона в женской сборной России по конькобежному спорту произошли серьезные перемены. Среди них было назначение на пост старшего тренера команды трехкратного олимпийского призера, чемпиона мира Валерия Муратова, воспитавшего знаменитых конькобежцев Дмитрия Дорофеева и Игоря Железовского.
Муратов согласился тренировать женскую команду без особого энтузиазма, тем более что большого опыта в работе с конькобежками у него не было. Оценивать его работу можно будет только по окончании сезона. Предварительные выводы заслуженного тренера СССР и России публикует сегодня «Газета».
– С чего вы начали свою работу в сборной и что вам еще предстоит сделать?
– Прежде всего мне нужно было отобрать девочек для командной гонки. В команде бегут три спортсменки и одна запасная. Поскольку мы сейчас испытываем дефицит конкуренции в сборной, то сильнейших я должен был выбирать всего из пяти человек. Пока главное, что мы сделали, — это попали на Олимпийские игры. Самое плохое выступление в Ванкувере — это уже восьмое место. А сейчас, за месяц до Игр, нам предстоит огромная работа. Надо еще отшлифовать много различных элементов бега по дистанции, смену, тактику и прочее. Уже определился основной костяк команды — это три Екатерины: Шихова, Лобышева и Абрамова, а также Галина Лихачева. Еще на всякий случай у нас есть Алла Шабанова и Юлия Скокова, которые составляют ближайший резерв.
– Что вы изменили в подготовке спортсменок?
– Основное, что нужно сейчас делать, — это поменять отношение к конькобежному спорту. Мы должны начать выигрывать. "Бронза" Скобрева, победа девочек — это, конечно, достижения, но это ничто по сравнению с теми результатами, которые мы должны показывать. Ведь коньки — это 12 комплектов медалей. Если мы хотим завоевать в Сочи призовое командное место, я не говорю о первом, мы должны хотя бы две-три медали выиграть в коньках. Поэтому надо менять и отношение, и структуру подготовки.
Уже в этом сезоне мы начали наш длинный путь перемен. Обращали внимание на все. Поменяли функциональную подготовку, техническую, тактическую. Если есть пробелы в одном из аспектов, сразу начинаются ошибки, провалы, которые ведут к слабым результатам.
– Как будет строиться дальнейшая подготовка к Олимпиаде?
– До 20 января мы тренируемся в Крылатском, проводим и ледовую, и функциональную подготовку. Затем вместе со спринтерами, которые вернутся с чемпионата мира в Японии, мы улетаем на высокогорный сбор в Калгари. Там примем участие в международных соревнованиях, проведем высотную акклиматизацию и 4 февраля спустимся в Ванкувер к открытию олимпийской деревни. Там планируем выступить на соревнованиях, которые организаторы всегда проводят накануне Олимпиады. Таким образом, мы и рассчитываем вывести спортсменов на пик формы к главным стартам.
– Как вы готовите своих подопечных к Играм психологически, если это требуется?
– Среди девочек, составляющих сейчас команду, дебютантка только одна — Екатерина Шихова. Остальные уже были на Олимпиаде, они знают, как себя вести и что это за соревнования. Шихова, я думаю, быстро привыкнет к ситуации. А в основном это деревня, каток и закрепление на катке тех навыков, которые есть. В психологическом плане решение той или иной задачи будет непосредственно на льду.
– Каким результатом на Олимпиаде вы останетесь довольны?
– Я думаю, мы уже сделали большое дело, что попали туда. Неплохо выступали на этапах Кубка мира. Конечно, мы не хотим ехать на Олимпиаду туристами. Будем стараться, выступать, а там уж как получится. Вы прямо сразу хотите медали! Получится — хорошо, не получится — что ж поделаешь.