понедельник, 18 августа, 2025
Депутаты хотят установить потолок стоимости розничных кредитов не выше 25%, с такой инициативой выступил депутат от "Справедливой России" Александр Агеев, пишет газета "Известия".
"Законопроект Агеева дополняет статью 29 федерального закона "О банках и банковской деятельности" нормами, согласно которым величина полной стоимости по договору банковского кредита с клиентом – физическим лицом не может превышать 25% годовых. Полная стоимость кредита рассчитывается в соответствии с распоряжениями Центробанка", – говорится в сообщении.
В поддержку инициативы выступил Центробанк. Эта идея – ограничить ставки по ссудам – зародилась в ходе обсуждения вопроса о потребительском кредитовании.
На днях председатель Банка России Эльвира Набиуллина предложила вернуться к идее ограничить максимальные ставки по кредитам физлицам. Представляя в Госдуме "Основные направления денежно-кредитной политики (ДКП) на 2014–2016 годы", она выступила за то, чтобы такие инструменты, как ограничение ростовщических процентов, присутствовали на рыночной базе, на базе анализа рынка.
По замыслу авторов законопроекта необходимо ввести средние ставки, отклонения по которым возможно лишь на 30%. Сейчас на 23 банка в стране приходится 60% всего рынка потребительского кредитования. На первый конец полугодия средний размер стоимости жилищных и ипотечных кредитов был равен 13,73%, автокредитов – 27,72%, кредитов наличными – 31,61%, карточных ссуд – 40,43%.
Таким образом, Александр Агеев предлагает сделать процентный потолок для банков, чтобы банки не могли брать больше 25% со ставки потребителя. Такие же меры действуют в банковской системе США, когда банки лишают лицензии и заводят на руководителя уголовное дело, если он повысил ставку по кредитам выше допустимой нормы.
Впрочем, банки уже заявили, что данную инициативу сложно принять. По их словам, любое административное ограничение является нерыночной мерой. Это вносит дисбаланс: с одной стороны, банки привлекают ресурсы по рыночным ставкам, с другой – вводится административное ограничение по доходности кредитов. Равновесия в итоге нет. В итоге это все может привести ни к снижению рисков, а простому перераспределению.