вторник, 15 июля, 2025
"Родилась и выросла в Ленинграде. Война ударила по мне буквально на второй день: 24 июня 1941 года умерла мама. Папу и брата сразу забрали на фронт. Я осталась совсем одна.
Когда началась война, жителей Ленинграда начали эвакуировать. Но один эшелон не успел выехать из города, к сожалению, в нем была я. Немцы нас перехватили и отправили в концлагерь, который находился в Калининграде, бывшем Кенигсберге. На тот момент мне было восемь лет. Представьте себе, совсем маленькая девочка, ребенок, без родителей, одна в немецком лагере. Тяжело рассказывать. Тяжело вспоминать.
Фашисты относились к нам как к нелюдям. Питались (если питались) чем попало, спали в сараях. Ни одежды, ни обуви не было – одни обноски. По снегу водили босиком. Почти всю войну я провела там (с 1941 по 1944 год ). За год до победы удалось сбежать: однажды нас повели на работы на какой-то хутор. Мы сбежали. Несколько дней прятались от немцев в лесах. В результате ни отец, ни брат с войны не вернулись – я осталась одна. Но отношение с теми, кто был со мной "там", поддерживаю. Всю жизнь созванивались и сейчас общаемся.
После лагеря я попала в детский дом в Прибалтике. Там я выросла, вышла замуж за офицера. Вскоре мужа направили по распределению в Барнаул, здесь до сих пор и живу. Родила двух дочерей. Сейчас живу одна, муж умер, внуки заходят редко. В последнее время совсем плохо с ногами стало. Поэтому на этот светлый праздник – День Победы – пойти уже, к сожалению, не смогу. Но не проходит ни дня, чтобы я не вспоминала об этих страшных годах".