суббота, 12 июля, 2025
Многие жители Барнаула и Алтайского края неоднократно слышали о приемной семье Безматерных. Эта ячейка общества в 2008 году была признана лучшей приемной семьей в Алтайском крае, а в июле 2011 года – самой жизнерадостной семьей в Индустриальном районе. В доме, где живут 16 детей – кровных и приемных, всегда звучит музыка и веселый детский смех. Накануне Международного дня семей, отмечаемого 15 мая, корреспондент ИА "Атмосфера" поговорил с главным человеком в этой семье – мамой Любовью Безматерных – и узнал, каково это быть многодетной семьей в Алтайском крае.
– Любовь Сергеевна, всегда ли вы мечтали о большой семье?
– Конечно, я мечтала о большой семье. В той, где воспитывалась я, было пятеро детей. Муж тоже из большой семьи. Но по воле судьбы я четыре года не могла забеременеть, врачи говорили, что вообще не будет детей. Я очень часто ходила в церковь и молилась. Сейчас у меня такая большая семья, и я думаю, что не зря все-таки ходила и просила.
– Когда вы впервые задумались о приемных детях?
– Это было еще в 90-е годы, но тяжелые времена не позволили осуществить это желание. Первые дети у нас были без оформления государства, мы им просто помогали. В 2006 году мы взяли под патронат Наташу, студентку АлтГУ и сироту, у которой на руках был маленький ребенок. Первое время мы думали, что будем поддерживать мам, которые попали в трудную жизненную ситуацию, чтобы сохранить их семью, как сохранили Наташе. Мы вовремя потянули ей руку помощи, сейчас у нее очень хорошая семья: муж, родился второй ребенок. Вскоре после того, как Наташа пришла в нашу семью, мы узнали, что одноклассника моего сына, у которого умерла мама, хотят отдать в детский дом, бабушка, инвалид I группы, не могла с ним справиться. А он сидел с моим сыном за одной партой, дружил с ним, ходил по школе, друзей уговаривал, чтобы их родители взяли его к себе, но все отказывали. Мы приняли решение, что Жору должны забрать.
– Быть многодетной семьей в Алтайском крае нелегко?
– Очень нелегко. Много говорят о том, что многодетным семьям уделяется внимание. К примеру, приняли закон о льготах многодетным семьям на транспортный налог. Но есть одно "но": машина должна быть до 100 лошадиных сил. Представьте себе: многодетная семья едет в "Оке" или "Запорожце". Если это большая семья, то у нее как минимум должен быть микроавтобус. Мы общаемся с другими многодетными семьями, никто не подошел под этот закон, все оплачивают налоги, как есть. Обращались к чиновникам по этому вопросу, если власти ничего не предпримут, то соберемся с другими многодетными семьями и сделаем вояж по Ленинскому проспекту с лозунгом "Спасибо за транспортный налог!", возьмем напрокат лошадей, посадим туда всех ребятишек и проедем мимо краевой администрации.
– Как проходит ваш обычный день?
– Если у меня день прошел спокойно, я успела все сделать, то тогда я встаю в шесть утра. Если осталось много дел, то тогда приходится подниматься в пять. А ложимся мы уже за полночь. У нас нет ни выходных, ни отпуска, ни каникул. Даже днем нельзя отдохнуть. Дети ходят в школу, в детский сад, посещают занятия в музыкальной школе, занимаются рисованием. Мы с мужем каждое воскресенье вечером садимся и расписываем, куда, кого, какого числа. Такой объем информации в голове не запомнишь. Мы с мужем не можем работать на обычной работе, детям постоянно нужен уход и внимание. Привести, отвезти, всех собрать. Ребятишки ходят в разные школы. Кроме того, столько ходьбы по больницам. Плюс ребята участвуют в конкурсах и соревнованиях.
– А как вы готовите? Ведь чтобы прокормить такую большую семью, наверное, огромная кастрюля нужна.
– Открою секрет: большой кастрюли у нас нет. Но если на первое у нас суп, то это значит, что нужно варить литра на три. Двух окорочков и трех картофелин на ужин, естественно, не хватит, как в обычной семье из трех-четырех человек. Вообще, картошкой у нас заведует дедушка. Он с вечера спрашивает, сколько нужно почистить. Если мы готовим картошку в духовке, то нужно ведро, если на суп, то одну кастрюлю. Пироги и пиццу мы тоже любим печь. Сами тесто не заводим, покупаем в магазине, 3,5 килограмма хватает на раз. Кроме того, ребятишки очень любят блины. Мы печем их обязательно в воскресенье на завтрак и среди недели на ужин. Чтобы накормить нашу семью, у плиты надо стоять минут 40. Ребятишки любят только с огня. Мне помогают две девочки, они сами заводят тесто. А дочь Лиза еще и песней помогает. Она берет микрофон и, пока я готовлю, поет. Стараемся готовить вместе.
– Как сами дети относятся к тому, что их много? Ссорятся?
– Всякое бывает. И ссорятся, и мирятся. У нас пять телевизоров дома, но все равно на всех не хватает. Одному охота одно смотреть, другому – другое. Это же дети, мы надеемся, что все исправится.
– Чего больше в слове "многодетность" – счастья или проблем?
– Наверное, все-таки больше радости. Проблем много. Но за каждого ребенка, его достижениям, ты радуешься каждый день. И к тому же сколько детей – во столько раз чаще тебя обнимают, во столько раз больше ты испытываешь радость материнства.
– Почему общество, на ваш взгляд, не очень хорошо относится к многодетным?
– Мне кажется, тут два аспекта. Первый – среди больших семей много неблагополучных, особенно в сельской местности. Но в то же время много хороших семей. Я общаюсь с другими семьями, дети зачастую одаренные. Многие мамы хотят открывать свое дело: кто шьет, кто вяжет, кто сувениры делает. Второй аспект – люди злятся на нас. Взять, к примеру, наше социальное положение. За тот же ремонт детского сада или школы у нас нет возможности много платить. Школьникам из многодетных семей положено бесплатное питание, но родительский комитет в школе не всегда решает, что ребенок будет питаться бесплатно.
– Любовь Сергеевна, ваша квартира сейчас больше напоминает детский сад. Много детей, плюс такая большая. Как вы ее получили?
– Квартирный вопрос долгое время был нашей проблемой. Мы жили в "гостинке", но понимания у местных властей не нашли. После многочисленных неудач в 2006 году поехали в Москву, чтобы встретиться с президентом Владимиром Путиным. Встретиться с ним не удалось, зато пообщались с премьер-министром Михаилом Фрадковым, после чего местные власти "зашевелились" и пообещали решить нашу проблему. Нам сказали, что выделят субсидию на получение жилья. Найти большую квартиру было непросто. Руководитель общественной организации "Мать и дитя" Ольга Гога предложила нам выбрать нежилое помещение и сделать жилым. Мы объехали много магазинов, это помещение (на улице Бабуркина, 8. – Прим. ред.), в котором раньше располагалась обувная фабрика, нам сразу понравилось, хотя в нем не было ни окон, ни комнат. Сейчас здесь восемь спален. Строители по нашему проекту сделали здесь перегородки, чтобы отделить одну комнату от другой.
– Хочется ли вам иногда отдохнуть от семейных забот?
– Не буду скрывать, иногда хочется. Но не так, чтобы взять и уехать куда-нибудь без детей, а всей семьей отдохнуть в санатории, чтобы не готовить, не наводить порядок дома. Охота поиграть с детьми, шить, вышивать, фантазировать, больше внимания ребятишкам уделить.
– В вашей семье 16 детей, они шалят, капризничают, бегают по всей квартире. Где вы берете столько терпения?
– У нас есть свой "ново-пассит". Когда уже тяжело, охота плакать, белый свет не мил, муж подходит к Лизе и говорит: "Включай "ново-пассит". Она начинает петь, либо мы просто включаем караоке и поем сами. И еще. Есть документальный фильм "Секрет". Там идет речь о том, что нельзя думать и говорить о плохом, надо мечтать. Мысли материализуются. У всех наших ребятишек в комнатах висят плакаты своей мечты. А если постоянно говорить о том, что денег нет, то их никогда и не будет. Не надо жаловаться, мыслить нужно положительно.
– Есть ли какие-то проблемы, которые не возникают в семье, где много детей?
– Все говорят, что дети из многодетных семей очень отличаются. Они всегда друг за друга. Они могут поссориться дома, но если кого-то из них обидели на улице, они все встанут друг за друга. И они более справедливые. Если кого-то наказывают незаслуженно, и если ребенок из многодетной семьи это знает, то обязательно об этом скажет.
– Спасибо за беседу!
Беседовала Юлия Вяткина.