15

Барнаул

Интервью на asfera.info: Ректор АлтГТУ: "Школьники, сдавайте физику!"

ИА Атмосфера
  • 10 мая, 2012
Ректор АлтГТУ Олег Хомутов специально для ИА "Атмосфера" рассказал о том, какие приоритеты ставит в своей работе, какой предмет стоит сдавать школьникам, чтобы было больше шансов поступить в вуз и насколько востребована сейчас профессия инженера.

 


Олег Хомутов

Ректор крупнейшего вуза региона АлтГТУ Олег Хомутов специально для ИА "Атмосфера" рассказал о том, какие приоритеты ставит в своей работе, какой предмет стоит сдавать школьникам, чтобы было больше шансов поступить в вуз и насколько востребована сейчас профессия инженера.

 

– Олег Иванович, инженерные специальности для любого технического вуза традиционные. Есть ли проблемы с набором на них?

– Вообще, хочу отметить, что открытие новых специальностей Минобрнауки, как правило, не приветствует. По одной простой причине – некоторые из них не совсем соответствуют профилю университета, хотя считаются популярными и доходными. Это касается не только нашего вуза. Мы производим классические наборы. Нашему краю и России требуются инженеры, но, к сожалению, эти специальности потеряли престиж. Принимать абитуриентов даже на бюджетные места таких направлений, как металлообработка, машиностроение и тому подобное, гораздо сложнее, чем на рекламу, экономику, управление. Сегодня у многих промышленных предприятий весьма непростая экономическая ситуация, поэтому не всегда есть возможность определиться с тем, какие специалисты будут нужны сегодня, не говоря уже о кадровой перспективе на будущее. Безусловно, заинтересованность будущих работодателей в квалифицированных инженерах намного облегчила бы для нас проблему с набором.

– Не первый год говорят, что в стране нужно повышать престиж рабочих профессий, развивать среднее профессиональное образование. Вы с этим согласны?

– Я согласен. Но сказать, что нужно делать для этого, непросто. Раньше наиболее подготовленные ребята шли в университеты, были достаточно большие конкурсы. Те, кто не смог поступить в университет, шли учиться в техникумы, в училища, работать на предприятие. Года два поработают, посмотрят, кто-то принимает решение учиться дальше. Сейчас эта схема разрушена. У средних профессиональных учебных заведений тоже проблема с набором: мало кто идет туда учиться. И трудиться на рабочих специальностях просто некому, потому что молодежь не считает эту работу престижной. В некоторых западных странах, Китае или Монголии, речь идет не столько о престижной должности или непрестижной, сколько о том, есть работа либо нет. И они стараются любым способом найти эту работу, вплоть до того, что готовы мести улицы. А у нас, я не хочу обобщать, но многие скажут: "Я лучше вообще работать не буду, чем с метлой ходить, убирать мусор". Краевое управление по образованию и делам молодежи прилагает достаточно большие усилия, чтобы сделать рабочие специальности привлекательными и какие-то наработки в этом направлении уже есть. Но мне кажется, предстоит еще многое сделать. Старшее поколение, кто на заводах работал, уже практически ушло. Им и в голову никому не приходило, что это не почетно. К инженеру все-таки было особое отношение. Кроме того, сейчас средние профессиональные учебные заведения перешли на финансирование из краевого бюджета, что само по себе ограничивает их материальное благополучие. По-хорошему сейчас можно было бы руководителям учебных заведений, в том числе высших, краевым властям подумать о создании неких структур, консорциумов, куда входили бы высшее учебное заведение, среднее специальное, начальное. И вести на этой базе с привлечением работодателя подготовку специалистов, часть из которых потом идет работать на производство. Это невероятно важная и сложная задача, решать которую просто необходимо.

– А то, что заводы в стране закрываются, в том числе и в Алтайском крае, это не скажется негативно на тех, кто все-таки хочет получить инженерную специальность?

– Видимо, скажется, но и здесь можно найти выход. Главное – как вуз возьмется эту проблему решить. У нас в университете любой студент может обучаться параллельно и получить престижную, на его взгляд, специальность, скажем, экономическую, которая в приложение к диплому инженера даст ему на рынке труда большие преференции. На мой взгляд, плохо, что системы распределения выпускников, обеспечения их работой у нас по большому счету нет. Хотя есть служба занятости населения, которая помогает трудоустроиться тем, кто в этом нуждается.
Нестабильность в работе промышленных предприятий, заводов происходит отчасти и потому, что у многих из них часто меняется собственник, а новая метла, как известно, по-новому метет. Поэтому иногда сложно понять, какие специалисты нужны заводу и какую же продукцию он производит, поскольку перепрофилирование, причем неоднократное, уже стало вроде бы и нормой.
Мне часто приходится ездить в сторону гипермаркета "Алтай", и я всегда с грустью смотрю на здание некогда мощного Текстильного комбината, на котором работали тысячи людей. А сейчас что? Очередной магазин.

– Олег Иванович, в своей предвыборной программе вы делаете упор на социальную поддержку сотрудников, какие еще приоритеты для вас, как ректора, важны?

– Очень важно создать нормальные стартовые условия для работы, дать возможность человеку реализоваться и заработать, только тогда можно говорить о результатах. К сожалению, медленно приходит понимание, что обычная качественная работа предполагает выполнение неких показателей, которые нам устанавливает наш учредитель – Минобрнауки. Это и подготовка аспирантов, и своевременная защита, и привлечение каких-то дополнительных средств. Той категории работников, которая будет делать сверх того, что требуется, какие-то элементы новизны вносить при условии выполнения показателей, мы будем хорошо оплачивать труд. А малообеспеченную категорию будем просто поддерживать материально. Мне представляется, что социальная сфера деятельности на любом этапе самая важная.
Кроме того, мы намерены планомерно омолаживать руководящие кадры, назначать наиболее продвинутую молодежь на должности деканов, заведующих кафедрами, руководителей ведущих отделов и служб университета.

– Чтобы поднять престиж профессии полицейского, победить коррупцию в органах внутренних дел, им подняли зарплату. Может быть, и преподавателям тоже стоит сделать фиксированную оплату труда, чтобы взятки не брали?

– Бесполезно. Чем больше зарплата, тем хуже работают. В прессе, на телевидении эпизодически говорят, что нужно бороться с коррупцией. И на первый план при этом ставится повышение зарплаты. Это не так. Всем известна расхожая фраза: "Денег много не бывает", но увеличением только заработной платы проблему не решить. Желание людей еще где-то прихватить, по-моему, неистребимо. Но уходить от минимума зарплаты необходимо. Разве можно на пять-шесть тысяч прожить? Просто нужно понять, если работа условно стоит 30 тысяч, то она столько и стоит. А дашь в два раза больше, лучше работать не будут. И это не только мое мнение, так думают многие мои коллеги.

– В прошлом году был создан Совет ректоров Большого Алтая. Каких конкретных результатов удалось достичь?

– Много чего. Контакты с зарубежными коллегами были и до этого, но они носили частный, индивидуальный характер, сейчас происходит обмен делегациями. Не просто приехали, посмотрели в очередной раз, что там в Китае или в Монголии происходит, а предметно. Так в рамках визита казахской делегации мы открыли Центр казахского языка и культуры, договорились о взаимном сотрудничестве и в образовательной сфере, и в научной. Теперь в Усть-Каменогорск поедет наша делегация с ответным визитом, там будет открыт Центр русского языка и культуры. Скорее всего, в июне будет поездка в Китай. То есть в рамках тех договоренностей, которые достигнуты об обмене, о подготовке специалистов, о приеме на учебу, мы делаем двухсторонние встречи. Кстати, есть такой город Далянь в Китае, мы направляем туда студентов в рамках работы Совета ректоров, чтобы они там в течение года обучались, изучали китайский язык и дисциплины направлений. В следующем году большая делегация ребятишек приезжает из Китайской Народной Республики к нам. В конце года мы подведем итоги работы Совета ректоров. В этом году Большой совет от России возглавляет Лев Александрович Коршунов. В следующем году это должен быть представитель от Монголии.

– Вузы разных стран устанавливают сотрудничество между собой. Наши студенты едут учиться к ним, они – к нам. Кто-то остается потом работать в другой стране. Нет ли противоречия в том, что мы не хотим, чтобы происходила "утечка мозгов", а сами отправляем за границу?

– Проблема немножко в другом. Не в том, что наши "мозги утекают", а в том, что те к нам едут и остаются. Вот в чем дело. Наши уезжали и будут уезжать. Причем уезжают не столько физики и математики, сколько определенная категория людей, которые легки на подъем, имеющие талант, профессиональные качества, их приглашают туда, где действительно большие заработные платы. Например, в Томском политехническом университете в одной из лабораторий специалисты никуда уже не собираются. В Штатах они бывают регулярно, ведут с ними договоры, какую-то совместную деятельность, но у них хорошая заработная плата, здесь больше возможностей, как они считают, и свободы. Там же система жесткая. То есть если там тебе хорошо платят, с тебя хорошо и спросят. Ты свободен, но где-то просто гулять, думать тебе не дадут. Должна быть максимальная отдача.

– Олег Иванович, поддерживаете ли вы идею укрупнения вузов?

– Предположим, решили объединить аграрный и технический университеты или технический и классический университеты. Тогда нужно понимать, с какой целью. Но цель, видимо, такая должна быть – это укрупнение вуза, это какое-то единое руководство, это решение каких-то стратегических задач, по крайней мере по Сибирскому федеральному округу, это решение крупных задач по Алтайскому краю. Но укрупнение не должно быть механическим. В Красноярске, к примеру, вообще построили новый университет. Выделили место, большие средства, поставили задачи и теперь спрашивают качество обучения и подготовки молодых специалистов, докторов наук, кандидатов наук, участие в образовательных программах, грантовой деятельности. То есть это известный принцип – надо вложить, а потом получить результат. Я в принципе не против укрупнения вузов, но если под этим объединением не лежит финансовая или другая поддержка, то это бессмысленно. Условно в каждом университете есть кафедра высшей математики. Значит, при объединении вузов кафедра, видимо, должна быть одна. Это разные коллективы по качеству и по количеству, встает вопрос: сокращать – не сокращать. И так со всеми часто имеющимися в наличии кафедрами. Механическое слияние ничего не даст. Останутся бывшие руководители, бывшие заведующие, бывшие деканы. Нужен какой-то рациональный подход, разумная идея. В конечном результате должен произойти качественный скачок.

– Многие вузы отмечают, что уровень знаний абитуриентов по естественным наукам достаточно низкий. И, как правило, конкурс на такие специальности тоже ниже. Как у вас в вузе с этим обстоит? Может быть, стоит экзамен по физике сделать обязательным для школьников?

– Его обязательным не сделаешь. Я, честно говоря, не знаю, с чем связано, что физику так плохо сдают. Понятно, что это сложная дисциплина. Но я не думаю, что русский язык легче. В целом по стране средний уровень знаний по физике примерно одинаковый. Идет непонимание между школой и высшим учебным заведением. В школе, если трудно дается физика, учителя считают, что нет смысла делать упор на этот предмет. Следовательно, снижаются показатели при поступлении в вуз. Мы детям пытаемся объяснить, если уровень знания физики не очень высок, то вы ее в любом случае сдавайте. Больше шансов поступить в вуз. Условия приема таковы, что они могут по нескольким направлениям подавать заявления. И они, не сдавая физику, ограничивают себе выбор. Но дело в том, что дети, а зачастую и их родители, не понимают, что уровень знаний физики везде примерно одинаков. Физика назад не потянет при поступлении в вуз. Вперед вытянут два предмета – математика и русский язык. Кстати, по сравнению с прошлым годом увеличилось количество желающих сдавать физику. И это радует.

Беседовала Юлия Вяткина

 

Новости партнеров

Комментарии

Анонимный
Никогда физику не любил!
Юлия
<div class="cit"><div>Цитата (Анонимный @ 10.05.2012, 14:11)</div></div> <div class="cit_text">Никогда физику не любил!</div> Я тоже, отчасти потому, что плохо ее преподавали.

Каким будет памятник Достоевскому в Барнауле — Александр Деринг

Летние баталии в офисах: треть барнаульцев конфликтуют из-за кондиционеров

Мошенники придумали новый способ кражи денег: они просят прятать их в почтовых ящик

Деловой гороскоп на 13 июля: космические советы для успешного бизнеса

Журналисты vs Нейросети: чья статья попадет на первую полосу?

Штрафы за отсутствие ОСГОП для таксистов могут существенно снизить

Обязан ли работодатель сокращать рабочий день, если в офисе нет кондиционера?

Деловой гороскоп на 12 июля: космические советы для успешного бизнеса

11 июля: уход Бесчастного на СВО и падение спроса на подержанные авто

Обвиняемый в смертельном ДТП экс-мэр Камня-на-Оби ушел на СВО

В Алтайском крае надвигается непогода: сильные дожди, грозы и шквалистый ветер

Алтайский край ускоряет обновление лифтового парка благодаря рассрочке платежей

В Алтайском крае за неделю от укусов клещей пострадали почти 100 человек

"Горэлектротранс" требует 3,4 млн от поставщика автобусов

Новое сердце для барнаульской ТЭЦ-3: СГК инвестирует в модернизацию насосной станции

Дром: спрос на подержанные авто падает, предложение растет

Уголовное дело барнаульского перевозчика приостановлено в связи с отправкой на СВО

Левые испугались, что им не вернут Ленина

Власти Алтайского края взялись за наведение порядка на топливном рынке

В Барнауле с 11 июля вводят новую временную схему движения на строящейся развязке

В Барнауле высадят 2,5 тысячи крупных деревьев в парке имени Ленина

Жителя Барнаула осудили за дискриминацию русских и призывы к насилию в соцсетях

Почему выставка "Аз.Арт. Сибирь – 2025" стала самой популярной культурной площадкой?

Градсовет одобрил строительство придорожной базы отдыха на улице Кутузова в Барнауле

В Барнауле на сутки ограничат движение по проспекту Социалистическому из-за конкурса

Архив