вторник, 15 июля, 2025
"Я родилась в Украине в самый разгар войны – в январе 1942 года. Так как я была совсем маленькая, о многих событиях знаю только по рассказам взрослых, но и их воспоминаний хватает, чтобы понять, что это было очень страшное время.
Они рассказывали, что тогда совершенно нечего было есть, поэтому наши соседи ходили по селам, залазили в погреба пустеющих домов, искали еду. В это же время в нашу деревню пришли немцы. Они жили вместе с нами: их расселили по школам. В одно утро согнали всех нас на площадь, а там было несколько повешенных местных жителей. Таким образом фашисты пытались держать нас в страхе. Так продолжалось до февраля 1943 года. После этого всех взяли в плен и отправили в Польшу. Как раз в то время была лютая зима. Пока ехали к месту назначения, видели, как на железнодорожных станциях штабелями складывают окоченевшие трупы людей. Зрелище было просто жуткое!
До окончания войны мы жили в Польше. Быт свой приходилось делить со скотом – вообще нечеловеческие условия! Хорошо, что я тогда маленькая была – всего не помню. После того как нас освободили, надеялись вернуться домой, но контроль на границе был очень жесткий, и меня признали врагом народа! Это в четыре года! Представляете?! Нас сослали в лагерь на север в Архангельскую область. Уже там от открытой формы туберкулеза умерла моя мама. Спасло меня то, что повстречала своих земляков. Они взяли под свою опеку. Уже позже забрали с собой в Сибирь, куда успели перевести свои семьи. Спасибо им великое! Не бросили, воспитали как родную! Никогда не оскорбляли, а если и наказывали, то только по делу. Великой доброты люди, редко таких встретишь. Низкий им поклон!
Уже в Барнауле пошла в школу, но в девятом классе пришлось выйти на работу. Перевелась на "вечерку". Потом еще высшее образование получила. За всю жизнь заработала 50 лет стажа. Трудилась на Меланжевом комбинате и на Комбинате химических волокон ведущим экономистом.
Личная жизнь сложилась не хуже и не лучше, чем у остальных: в 22 года первый раз вышла замуж, но в 49-летнем возрасте скончался супруг. Потом встретила своего второго мужа. От него в 42 года родила свою единственную дочку. А месяц назад и она меня порадовала: я наконец-то стала бабушкой! Теперь у меня полный дом счастья и приятных забот!
Во всей этой истории обидно одно: наше правительство долго нас не признавало, говорили, что малолетних узников просто не было. А нас, пять миллионов человек, заперли за решеткой! При этом выжил лишь каждый десятый. Сейчас нас прировняли к ветеранам Великой Отечественной войны, но много льгот все равно не предоставляют, а ведь мы в свое время тоже совершили подвиг – выжили! Это дано не каждому!".