среда, 16 июля, 2025
Выборы в барнаульский парламент не за горами : они намечены на октябрь 2012 года. Но что сегодня представляет собой политический портрет Барнаула? Какие игроки там есть, каковы их силы и реальные возможности? Ответы на эти вопросы дал секретарь бюро совета регионального отделения "Справедливой России" в Алтайском крае Владислав Вакаев на заседании социал-демократического клуба партии.
Начали "эсеры" с небольшого ликбеза – с основного спектра политических сил города. Есть левые – это партии, ориентированные на социальную справедливость, социализм, коммунизм и так далее. Справа находятся либеральные партии, для которых важна частная собственность, капитализм и тому подобное. Ну, и есть центристы. Это, конечно, немного устаревшая схема, но тем не менее она очень удобна для дальнейшего понимания ситуации.
"Так получилось, что Барнаул – очень политизированный город. У нас в отличие от соседнего Кемерова, где все "задушено", где есть одна партия и один лидер, а все остальные должны упасть на колени, у нас есть политическая жизнь", – отметил Вакаев. Жизнь эта, конечно, своеобразна, со своими приколами, но тем не менее. Так что портрет получается весьма веселый.
Самые крайне "безбашенные"
Начать рассматривать портрет лучше слева, благо, в Барнауле есть достаточно интересное и яркое крыло "леваков". Они ведут достаточно жесткую борьбу с правящим режимом, предлагают делать революцию и лезут на баррикады.
Из "леваков" можно вспомнить молодого барнаульского политика Виталия Булдакова. Правда, он сейчас в Москве сотрудничает с Ильей Пономаревым и Сергеем Удальцовым. Есть еще Даниил Полторацкий, которой также на время сбежал в Москву: не выдержал прессинга местной полиции. Также можно выделить активистов левого фронта Александра Ткачева и Тараса Борисова, ну, и "первомайского бомбиста" Дмитрия Бычкова, у которого несколько лет назад полиция даже якобы гранату нашла, когда тот шел на митинг 1 мая.
Сегодня практически все левое крыло в Барнауле разогнали спецслужбы, так что они на политическом портрете Барнаула изображены несколькими мазками.
И их в гордуме нового созыва можно не ждать.
Коммунистическая смесь
Чуть правее на портрете изображены коммунисты. С точки зрения "эсеров", КПРФ в Барнауле очень специфическая и последние два-три года "разлагается". Это связано с тем, что старые кадры стареют еще больше, а на смену им приходят "молодые волки", абсолютно не обремененные идеологией. Хотя, надо отдать должное, "старики" у них остались очень идейные и принципиальные, которые постоянно проводят свои пленумы и митингуют. К примеру, Виталий Сафронов, Михаил Заполев, Петр Панарин.
Другая проблема местной КПРФ в том, что она, как уверен Вакаев, оторвана от финансов. Якобы поэтому они и вынуждены пускать в свои ряды своеобразные личности. Здесь можно вспомнить Алексея Багарякова, который вошел в Госдуму прошлого созыва. Из этого екатеринбургского банкира пытались сделать "красного борца", а он в итоге даже в КПРФ не вступил. В общем, как отмечают "эсеры", коммунисты готовы принять к себе всех, кому интересно воспользоваться известным, раскрученным и стабильно дающим голоса брендом.
Коммунисты нарисованы на портрете двумя красками. Ярко-красной изображена смесь из старых и устаревающих. Ну, а новые, которые хотят быстро влиться в политику, намалеваны какой-то непонятной гуашью.
Но, как ни крути, они точно найдут, как пролезть в гордуму, и поможет им в этом стабильный электорат, который пока жив.
Себя не похвалишь, никто не похвалит
Чуть правее от КПРФ на портрете изображена "Справедливая Россия", которую "леваки" в последнее время стараются от себя "отпихнуть". Мол, идите вправо, а левую сторону оставьте коммунистам, марксистам и так далее.
По словам Вакаева, его партия сегодня является единственным конкурентом "Единой России" на муниципальных выборах: "У нас есть несколько лидеров. У нас есть молодое напирающее поколение. Есть новая когорта депутатов, которые к нам пришли". Хотя сегодня в АКЗС от "эсеров" всего пять человек, а в барнаульской думе – два.
Часть известных людей "эсеры" потеряли, в частности Мастинина, Макарова и Кузнецова. И невероятно активного Олега Боронина, который возглавил крупнейший сельсовет Первомайского района. То есть стал чиновником и теперь работает на ниве госуправления.
"Эсеры", скорее всего, будут биться за место под солнцем в новой БГД, но, скорее всего, для этого партии понадобиться "переливание крови": старички бегут. А новые партфункционеры еще не найдены.
Совсем маленькая "ранетка"
Чуть правее от "Справедливой" на портрет нанесена едва заметная точка – это "яблочники", обладающие весьма маленькой политической силой. В крае известен всего один человек – их лидер на Алтае – Александр Гончаренко. Это интересный и яркий политик, но что-то ему не везет (как, собственно, и всему "Яблоку" по стране). В крае они теряют кадры, не проходят даже на муниципальных выборах. В общем, выражаясь образно, "Яблоко" год от года ссыхается.
"Я думаю, что Гончаренко пойдет в гордуму, но не думаю, что у него получится. Нет ресурсов, нет людей. Хотя они могут получить и второе дыхание на волне увеличивающегося протестного движения", – считает Вакаев.
Скорее нет, чем да
Здесь свет клином сошелся
И вот мы добрались до центристских сил. Это "Единая Россия". Сегодня она, как уверены "эсеры", очень неоднородна, партия без идеологии (их главная идеология – быть при власти), но она настолько мощна и ресурсна, что внутри нее уже пошли разбивки.
Есть определенные деления и в Барнауле. Условно можно выделить две группировки. Одна сориентирована на краевую администрацию, а вторая – на городскую. И между ними уже разворачивалась жесточайшая борьба, закончившаяся снятием Колганова и отменой выборности.
Однако, по словам Вакаева, сегодня нарастает новый конфликт, связанный с дележом города: "Весь край нищий, все, что можно было украсть, украли. Остался Барнаул, в котором еще есть ресурсы. И часть ребят краевого масштаба хотела бы зайти в город. Естественно, это вызывает недовольство у той части гордумы, которая хотела бы все видеть по-своему". И здесь всплывает имя Анатолия Банных, который проиграл первый раунд, но у него еще остались в городе ресурсы.
Плюс в барнаульской думе есть группа предпринимателей, которая лоббирует свои интересы. Так сказать, зарабатывает на приближенности к власти. К примеру, это Валерий Касплер, который контролирует автобусные перевозки. Или Сергей Семдянкин (трамвайно-троллейбусные дела), Виталий Маликов (горэлектросеть), Сергей Писарев (один из барнаульских парков), Ольга Шутова ("любимая" всеми жителями Ленинского района).
По мнению "эсеров", люди, которые сидят в гордуме ради собственного обогащения, попытаются не дать войти в нее никому, кто попытается им помешать. Как пример они приводят Новый рынок, где в месяц за место официально берут рублей 500, а собирают по 6–10 тысяч, и в год мимо городского бюджета уходит порядка 180 миллионов.
Кроме того, ослабевают и позиции самой "партии власти", и сегодня ее заветная мечта – 25–28 мандатов в Барнауле. Есть предположение, что "единороссы" будут мимикрировать, и тогда на выборы в гордуму пойдет веселая компания из десятка общественных организаций под названием типа "мать и дитя".
Большинство отобрать у них нереально, но эту грядку хорошо "прополют"
А остальное дело техники
Барнаульские либерал-демократы, по мнению "эсеров", изображены на портрете печальной кляксой. Мол, магнат Анатолий Банных, являясь членом "Единой России", одновременно является и владельцем местной ЛДПР. А посему кандидаты от этой правой партии на муниципальных выборах будут, по сути, техническими.
Правда, есть в рядах ЛДПР очень интересные люди. Однако есть и одна проблема: всех своих ярких членов они завели в краевое Заксобрание. Больше-то, можно сказать, никого и не осталось. Так что, скорее всего, партия выдвинет студентов и пенсионеров.
Скорее всего, получат пару мандатов БГД и, скорее всего, пожертвуют их "Единой России".
Потенциал не известен, но настораживает
Еще правее на портрете намазан целый клубок разных правых партий. Одна из сил сформировалась на базе сразу двух незарегистрированных партий: Республиканской и ПАРНАС. Обе они связаны с известным Барнаульским политиком Владимиром Рыжковым. Правда, он уже достаточно давно выпал из обоймы, но в городе его еще понят.
У этой группы, стоит отметить, есть серьезный опыт, отработанные технологии, оформленная идея, ядро, подготовленная молодежь. В Барнауле им симпатизируют известные люди: Геннадий Шейда (зампредседателя Общественной палаты края), Сергей Андреев (общественный деятель), Владимир Небальзин. Их поддерживает и ряд барнаульских бизнесменов: Юрий Пургин, Андрей Олишевский, Валерий Покорняк.
Проблема одна – у них нет настоящей партии. Хотя ее, скорее всего, зарегистрируют. И вот тогда, если они пойдут мощным фронтом, это помешает не только оппозиции, но и даже "единороссам".
В этом лагере есть еще и "Правое дело", которое "сгнило" после того, как оттуда ушел Михаил Прохоров. В крае его возглавляет Павел Чеснов, личность легендарная для алтайской политики, возглавлявшая более десяти различных политических проектов. Угрозу от этой партии местные "эсеры" рассматривают где-то на уровне ноля. Где-то маячит и новая партия Прохорова. Этим проектом у нас занимается известный политтехнолог Константин Малышев. Потенциал и возможности всей правой группы на выборах в гордуму еще не раскрыты.
Новичкам, как известно, фартит. Чем черт не шутит
Сидят себе и не вылезают
Еще правее на портрет нанесены националисты. В своей крайней форме это движение развито в Барнауле очень слабо, хотя порой и задерживают банды скинхедов.
Стоит отметить, что националистические тенденции в городе представлены не партиями, а, скорее, общественными движениями, достаточно закрытыми организациями. У нас есть и "Суть времени" (проект политолога Сергея Кургиняна) и последователи Лимонова. Из лиц есть, к примеру, известный алтайский журналист Евгений Берсенев, который в свое время был и "нацболом".
Гордума для них не место
Неизвестная и страшная сила
Совсем с краю, чтобы не мешать всему портрету, изображен целый ряд общественных барнаульских организаций. Некоторые из них постоянно блокируются в новые оппозиции. Люди там очень активные, которые также не прочь выдвинуться на выборы. Из них можно выделить, скажем, Сергея Мамаева, Константина Емешина.
Они даже если не попадут, все равно будут тщательно следить за всеми перипетиями, которые в БГД происходят.
ИА "Атмофера" следит за выборами в Барнаульскую городскую думу.
Денис Хадов