понедельник, 22 сентября, 2025
В Барнауле живут люди, которые ровно полвека назад отправляли в просторы Вселенной Юрия Гагарина. Александр Пономарёв, Василий Неверов и Пётр Ганжин служили на космодроме Байконур, в их обязанности входило провожать в полет космонавтов. О том, как это было, пишет газета "Алтайская правда".
Александр Пономарёв, в ту пору – капитан ракетных войск:
- Я накануне ночью был на дежурстве в штабе, который располагался в поселке Ленинский – теперь это город Байконур. В 9 часов утра 12 апреля прибыла смена, я зашел домой и сразу же направился пешком на рыбалку на Сыр-Дарью. Был еще молод, даже не подремал после ночного дежурства. Река протекала неподалеку, в ней было много рыбы.
К реву космодрома, который находился примерно в 25 километрах от населенного пункта, мы к тому времени уже привыкли. Ведь со стартовых площадок уже отправлялись в космос ракеты, производились пуски боевых ракет.
В этот раз с берега Сыр-Дарьи вновь наблюдал за очередным стартом. Даже мы, военные, не знали, что происходит историческое событие – первый советский человек отправился в космос. А когда я пришел с уловом домой – узнал и его имя: это был Юрий Гагарин.
Василий Неверов, старший лейтенант, начальник смены железнодорожного хранилища кислорода:
- Хорошо помню, что в канун полета Юрия Гагарина мы отправили один из трех составов с кислородом к стартовой площадке №1, которую потом стали именовать "гагаринской".
О том, что в этот раз в космос отправится человек – ничего не знал. В ту пору многое было тайной. Утром 12 апреля наблюдал старт космического корабля с так называемой 10-й площадки, иными словами – из населенного пункта Ленинский, где жила обслуга полигона.
Пётр Ганжин, сержант, связист:
- Наш брат связист знает многое. Мы были в курсе, что накануне удачно стартовали и возвратились на землю собачки Белка и Стрелка, "Иван Иванович", случались и неудачные полеты.
Василий Неверов родом из села Нижняя Тырга Чойского района Горного Алтая. После окончания в 1953 году Томского зенитно-артиллерийского училища ему довелось служить в Забайкалье, в Винницкой области Прикарпатского военного округа, а с марта 1960 года продолжил службу в поселке Ленинский Туркестанского военного округа, где пробыл до 1967 года – до переезда в Барнаул. Петр Ганжин – тоже сибиряк, родился в Новокузнецке. До призыва в армию успел окончить Прокопьевский горный техникум, поработать в шахте. После окончания срочной службы остался на сверхсрочную, затем экстерном окончил училище связи, стал офицером. Отдал Байконуру 10 лет жизни.
Александр Пономарёв был знаком с Василием Неверовым еще с Байконура. А с Петром Ганжиным встретились уже в Барнауле, где три товарища вместе служили в воинской части, отслеживающей координаты полета космических объектов, располагавшейся между населенными пунктами Шахи и Комсомольский на территории Павловского района. Все вышли в отставку майорами, поначалу жили в Барнауле в одном доме.
Наши земляки не раз встречались с космонавтами. У них в альбомах хранятся отличные снимки покорителей космоса. Космонавтов снимали их подчиненные, военные фотокорреспонденты, и с годами фотографии попадали в семейные альбомы офицеров. А Александр Иванович еще и собрал богатую коллекцию почтовых марок по космической тематике.
Петру Ганжину довелось не только провожать Юрия Гагарина в космический полет, но и проститься с первым покорителем Вселенной. В конце марта 1968 года он оказался в Москве в командировке. В метро увидел, что в газете в руках какой-то женщины – портрет Гагарина в траурной рамке. Спросил, что случилось? Та ответила, что Юрий Алексеевич погиб.
Позвонил в Ленинский: говорят, был неудачный запуск, но пострадал грузовой корабль, в котором люди отсутствовали. А по радио уже сообщают подробности гибели космонавта. Поехал в Краснознаменный зал Центрального Дома Советской армии, два часа стоял в очереди. Но все же вечером прошел в траурный зал, где были установлены урны с прахом Юрия Гагарина и Владимира Серегина, погибших в авиа-катастрофе. А на похороны Петр Александрович уже не успевал – надо было возвращаться из командировки.