Для БДТ черная полоса началась еще на старте прошлого сезона, когда из города уехали сразу трое ведущих актеров, на чьих плечах держался репертуар. Причина такого массового побега была однозначной: маленькая зарплата и съемное жилье, на оплату которого практически все заработанные деньги и уходили. Поэтому когда они получили выгодные предложения из других театров, то не раздумывая уволились. Потому что для яркого служения театру нужны две главные составляющие – достойная оплата и жилье, пусть даже служебное. Но это в идеале.
В этом сезоне театр продолжает двигаться по «черной колее»: уходит из жизни прекрасный актер и режиссер Геннадий Лысенок, покидает свой пост по состоянию здоровья директор Галина Нечай, увольняется по собственному желанию ведущий актер Александр Макелько. За кулисами – сплошные нервы, в городе же начинает работать активное сарафанное радио, которое усиленно транслирует «в прямом эфире»: в театре – кризис. Ну, во-первых, ввиду кадрового голода пострадала репертуарная политика театра: новый сезон, по существу, и открывать-то нечем. Во-вторых, труппа боится, что в директорское кресло сядет «заезжий варяг», который, как и всякая новая метла, будет мести по-новому. А в-третьих, у театра серьезные долги, а чтобы их отработать, нужны новые постановки. Одним словом – замкнутый круг…
– Да, у нас были серьезные волнения после ухода Галины Николаевны Нечай, – рассказывает заведующая литературной частью Наталья Шарабарина. – Как я знаю, на пост директора театра претендовали многие, и ни одна из кандидатур нас не устраивала – ведь театр должен возглавлять человек, который, как говорится, находится в теме.
Как далее поведала Наталья Яковлевна, одна из кандидатур раньше заведовала сельским клубом, другая вела театральный кружок в школе.
Как говорится, уровень не тот. Поэтому труппа БДТ делегировала от лица взволнованной театральной общественности заслуженную артистку России Светлану Тимофеевну Елизарову с официальным письмом в администрацию города: мол, просим назначить директором нашего театра бывшего заместителя Галины Николаевны по хозяйственной части – Надежду Полякову. Администрация города пошла навстречу и назначила Надежду Егоровну исполняющей обязанности директора театра.
– Надежда Егоровна по образованию финансист-экономист и лучше других разбирается в тонкостях театрального дела, – уверена Шарабарина. – Поэтому мы очень надеемся, что она и станет нашим директором, весь театр ее поддерживает.
Кстати, после назначения Надежды Поляковой на должность и.о. директора нам стало известно, что театр решил попробовать себя в новом амплуа и заработать деньги, устроив ночное шоу под весьма многообещающим названием «Ночи Клеопатры». Как-то трудно представить наш театр, который вот уже несколько лет специализируется на старой доброй классике, в этой попсовой роли…
– Ничего этого не будет! – категорична заведующая литературной частью. – Это, скажем так, плод воображения одного из наших молодых актеров. Мы понимаем, что наша публика не одобрит такого шага.
Впрочем, публика, если быть честным, не одобрила и последней громкой премьеры нашего театра «Месяц в деревне», которую поставил питерец Илюхин. Тургеневская пьеса была заказана управлением образования, и учителя, мягко говоря, были несколько смущены одной из сцен, где девушки очень откровенно танцуют с неким предметом, состоящим из ветки и двух помидоров. Для провинциального театра, где еще жив дух классических традиций, такая трактовка языческой «иванкупальской» ночи оказалось слишком вульгарной…
Главного режиссера театра Михаила Вороновского в этой ситуации можно только пожалеть: когда творить-то, если театр лихорадит? Кстати, такие локальные бури сотрясают не только наш театр – краевой театр драмы тоже, между прочим, потряхивает. То главный режиссер от них со скандалом уходит, теперь же, как стало известно из краевых информационных агентств, заведующий литературной частью с себя полномочия складывает. Как говорят специалисты театрального дела, налицо кризис жанра: в крае ощущается острая нехватка «свежей крови» – выпускников столичных театральных вузов, которые могут вдохнуть новую жизнь в алтайские театры. Эффект консервной банки, когда все варятся в своем соку, сыграл с театрами плохую шутку. И с нашим тоже…
– Насколько я знаю,в городе практически не было желающих занять директорское кресло в театре, – говорит Михаил Михайлович, который сейчас в усиленном режиме ведет вводные репетиции. – Должность эта – муниципальная, а все знают, какие у муниципалов зарплаты. С Надеждой Егоровной мы уже работаем три года, она свой человек в театре, поэтому мы за нееи просили перед горадминистрацией. Зачем нам новый человек? Вы представляете, сколько уйдет времени на то, чтобы притереться друг к другу? Поэтому я доволен, что Надежда Егоровна будет нашей «головой»: по крайней мере, смогу действовать в том же ритме и темпе, который мы наработали вместе с Галиной Николаевной.
Михаил Вороновский уверен: все эти «большие перемены» – всего лишь временные трудности, и театр по-прежнему будет выполнять и перевыполнять репертуарный план. Все-таки семь спектаклей в год не каждый коллектив себе позволить может.
– Мы попали в какой-то цейтнот, – вздыхает Вороновский. – Ушел Лысенок – как нам восполнить такую потерю? Он был штучным актером… Саша Макелько вдруг увольняется… И мы опять садимся. Да, мы можем набирать план по сказкам, но как быть с вечерними спектаклями? Нужно вводить в эти спектакли новых актеров.
Было решено пригласить актеров. Бийский театр в российском культурном контексте на хорошем счету (одно здание чего стоит!), поэтому отказов пока нет: в гости ждут двух актеров из Томска. Причем один из них едет в Бийск с семьей. А значит, перед театром остро встанет квартирный вопрос: где будут жить приглашенные актеры?
– Театр будет арендовать для них жилье, – говорит собеседник. – Я сейчас лично занимаюсь этим вопросом – провожу мониторинг: где сдают и за сколько.
Кстати, раньше у бийского театра проблем со служебным жильем не было.
Всех приезжих актеров размещали в общежитии, которое находилось на балансе театра.
Но два года назад театральное общежитие было приватизировано и стало собственностью нескольких актерских семей. Странно, не правда ли? Театр не может предоставить приезжим актерам стационарную жилплощадь и в то же время снимает со своего баланса общежитие на шесть комнат! Или театру было слишком накладно содержать дом на Гилева? В коммунально-хозяйственном смысле?
– К сожалению, не могу прокомментировать этот факт, – отвечает исполняющая обязанности директора театра Надежда Полякова. – Галина Николаевна сама принимала решение и не вводила меня в курс дела. Поэтому сказать, почему театр лишился общежития – не могу. Хотя, конечно, в какой-то степени наличие общежития решило бы проблемы с расселением приглашенных артистов.
– Эта ситуация как-то прошла мимо меня, – вздыхает главный режиссер. – У меня своя вотчина – творческая.
Здесь, мы надеемся, у БДТ будет полный порядок. Планов у главного режиссера – громадье: и новые сказки для бийской ребятни, и обязательный сценический подарок ко Дню знаний, и новая комедия для взрослых, и классическая постановка для старшеклассников и студентов городских вузов. В этом году театр постарается обойтись без приглашенных режиссеров – слишком накладно. Между прочим, одну из сказок поставит актер театра Аркадий Королевский, выпускник Алтайской академии искусств.
– Нам сейчас нужно собраться с силами, поверить в то, что все будет хорошо, и начать работать, – так видит будущее театра Михаил Вороновский. – В свою очередь даю слово, что приложу для этого максимум усилий.
Мы очень надеемся, что драматический театр с честью выйдет из затянувшейся депрессии: все-таки для сильного в профессиональном плане коллектива это будет несложно. Будут и аншлаги, и новые интересные постановки, и новые встречи. Итак – занавес пошел!