-12

Барнаул

Вадим Климов: Ленина сменил Сеятель. А что будет с сереброплавильным заводом?

Известный арт-критик задумался о судьбе архитектурных памятников в Барнауле, но ответа не нашел
. ИА "Амител"/Екатерина Смолихина
ИА Атмосфера
  • 27 апреля, 2024

Недавно попался на глаза опрос граждан, сделанный студентами одного барнаульского вуза. Они выясняли отношение горожан к памятникам. Такие опросы, как правило, трудно интерпретировать из-за неоднозначности методик сбора информации. Но хорошо, что студенты обратили внимание на городские памятники в канун 18 апреля - Международного дня памятников и исторических мест.

В разных странах с разной степенью почтения относятся к памятникам. В одних после смерти короля сносят его конные статуи, в других, наоборот, их берегут. В России после Октябрьской революции памятники царям убрали. А в СССР после XX съезда КПСС та же участь постигла памятники Сталину. “И приказано статуй за ночь снять со станции”, помните? Это Галич.

В одних городах люди ломают старинные дома, чтобы проложить проспект, в других на такие дома вешают таблички “Памятник, охраняется государством”. По-разному относятся к памятникам и в Барнауле. Одни считают, что надо снести статуи Ленина, другие, что сохранить. А есть большая группа людей, которая вообще не знает, кто такой Ленин и зачем ему целых два памятника в центре города. Мол, не многовато ли будет? Вы, наверное, слышали, что молодежь не знает, когда и зачем Ленин приезжал в Барнаул. Правильный ответ: никогда. Приезжал Сталин. Наверное, поэтому “Коммунисты России” открыли в краевом центре “Сталин-центр”. А лидер партии Сергей Малинкович на прошедшем недавно отчете губернатора приглашал туда чиновников и депутатов.

Кстати, не все Ленины остались на своих местах в Барнауле. Был прекрасный Ильич на ВДНХ (ныне Нагорный парк), теперь его там нет. Напомню, что вокруг памятника Ленину на пл. Октября было много разговоров, а теперь все привыкли, что вместо него там стоит “Сеятель” c девочкой. А когда-то там, говорят, стоял Сталин. Но это неточно.  

Есть определенный порядок установки памятников в городе, чтобы поставить памятник Рериху, например, надо согласовать его с администрацией. Есть орган государственной власти для охраны памятников, есть законы и постановления о ремонте и реставрации. Ко Дню Победы упростили процедуру, разрешающую делать ремонт на Мемориалах Славы. Но осталась много вопросов по реконструкции других памятников, в том числе архитектурных.

В Барнауле не так много памятников истории, согласитесь, это не Санкт-Петербург. Кстати, в петербургском уголке Барнаула уже несколько лет разваливается памятник истории, здание Горного управления на Демидовской площади, а на Социалистическом проспекте ветшает бывшая краевая поликлиника. Список можно продолжать, пока не доберемся до исторического сердца города - Сереброплавильного завода.

О чем этот текст? О том, что с охраной памятников у нас так все запутано, что памятники порой оказываются в опасности. Если посмотреть на скульптурные сооружения, то с ними пока все нормально, а вот архитектурные памятники - это неуд системе охраны. В каждом упомянутом доме располагались государственные организации. Они эксплуатировали их многие годы, а потом  оставили в аварийном состоянии. Интересно, что по этому поводу думает Александр Андреевич Урбах - начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.

 

И как теперь быть? Снести и построить новые дома, отремонтировать и беречь, или оставить как есть? Можно ведь показывать туристам руины, это популярно в Италии, Греции и других странах.

 

Новости партнеров

Барнаульская недвижимость: взлеты и падения. Разговор о ценах, ипотеке и трендах

92% выпускников Юридического института АлтГУ работают по специальности

От "Мумии" до могилы: алтайские политики о том, стоит ли похоронить Ленина

20 лет назад алтайские депутаты выразили недоверие "народному губернатору" Евдокимову

Журналисты vs Нейросети: чья статья попадет на первую полосу?

Надежда Ремнева по поручению первого секретаря крайкома строила рынок и рубила мясо

Как Мураками и красные трусы помогли спасти барнаульский букинистический магазин

Алтайские политики и бизнесмены раскрыли свои спортивные предпочтения

Юрист вместо артиста. 20 лет назад Александр Карлин возглавил Алтайский край

Самые громкие криминальные события в Алтайском крае в 2025 году

Профессор Лобанов: “Мы научились лечить язвенную болезнь у детей без операций”

Смотрели "Титаник", выкупали украденный флаг: алтайский истеблишмент о пионерлагерях

Иван Лоор: "Я тогда не поверил, что Евдокимов погиб"

Почему зумеры увольняются с работы через день и не признают авторитетов?

Сергей Бочаров: "Университеты ищут свою фишку"

Как мошенники пытались развести алтайский истеблишмент и что из этого вышло

Как городская электростанция в Барнауле со столетней историей обретает новую жизнь

Андрей Сергеев: "Евдокимов не просто участвовал в выборах — он стал символом надежды"

Ложное всезнайство. Как самоуверенность играет на руку мошенникам — юрист АлтГУ

Арт-пространства Барнаула: где кипит творческая жизнь города

Заместитель Евдокимова Алексей Сарычев: "Его подход к управлению был человечным"

Как Алтайский край превратился из промышленного региона в сельскохозяйственный?

На кого охотятся мошенники, и как не стать их жертвой — барнаульский эксперт

Покорил сумки и соцсети. Как Labubu превратился в символ стиля 2025 года?

110 лет железной дороге на Алтае: история от запуска до современности

Архив