Отставки в связи с трагедией в роддоме № 1 очевидны, но говорить о них пока рано
Роддом № 1 города Барнаула стал известен на всю Россию. 10 апреля после введенных инъекций глюкозы и магнезии нескольким новорожденным скончался один ребенок, четверо были срочно доставлены в реанимацию. Тому есть две версии: плохие препараты и халатность персонала роддома. Понятно, что для алтайских чиновников выгоден первый вариант.
Мы виноваты
Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов на трагедию отреагировал довольно быстро – в тот же день, как информация стала официальной. "Гибель новорожденного из-за халатности персонала – тяжелейшее преступление. Должно быть возбуждено уголовное дело и проведено всестороннее, объективное следствие. Виновные в гибели новорожденного должны нести ответственность", – написал омбудсмен в своем Twitter, заранее уверенный в том, что "грешных" нужно искать именно в роддоме.
К слову, как заявляют родители пострадавших детей, их до последнего уверяли, что у новорожденных просто "небольшие проблемы со здоровьем".
"Родители могут предъявлять иски к клинике в рамках возбужденного уголовного дела с требованием восстановления нарушенных прав и компенсации", – после написал Астахов.
Правда, с точки зрения президента Адвокатской палаты Алтайского края Леонида Шпица, оба заявления Астахова, к сожалению, все-таки просто слова. "То, что уголовное дело было возбуждено, еще не значит, что виновный будет найден. Нужно ждать. Все будет зависеть от виновного и от степени вины", – считает он.
Что касается упомянутой Астаховым компенсации, то, как отметил собеседник, суды, как правило, очень сдержанно относятся к таким искам, и выплаченные суммы обычно очень небольшие – может 100 тысяч рублей, может 200 тысяч, а может и совсем мало. "Но что такое эти тысячи по сравнению со смертью ребенка?", – задается риторическим вопросом Леонид Гидальевич.
Они виноваты
Между тем, есть и вторая версия, которой также пытаются объяснить случившееся в роддоме. Причем подают ее как основную. Ее концепция заключается в том, что все "зло", как уже заведено, носит чужеродный (не алтайский) характер.
Так, в городской больнице № 7, куда были переведены четыре пострадавших ребенка, считают, что виновата, скорее всего, именно глюкоза. Возможно, она, будучи еще в стадии порошка (до того как из него изготовят раствор), была заражена бактериально или токсилогически.
То есть все могло произойти из-за низкого качества препарата. Как стало известно, произведен он был в Саранске в ОАО "Биохимик". Препарат уже изъят и отправлен на экспертизу, но до тех пор, пока она не проведена, никто не может официально заявить, что причина именно в саранской продукции.
Как отметили в самом "Биохимике", нормативная документация для проведения контроля препарата уже выслана. Самой ситуацией на предприятии обеспокоены и даже удивлены, поскольку, как там отметили, подобных случаев с их продукцией не было.
Кого накажут?
В общем, теперь в Алтайском крае упорно ищут виноватых. Разбираются, где они прячутся: или снаружи региона, или внутри.
"Понятно, что кто-то будет наказан. Но нужно смотреть – кто в этом виноват. Когда будет известно, тогда будем разговаривать. Зачем мы будем сейчас рисовать картину, которую мы не знаем…", – высказалась заместитель председателя комитета АКЗС по здравоохранению и науке Ирина Солнцева.
В принципе Солнцева не отрицает, что, в том случае если причиной стала ошибка работников роддома, регион может ждать несколько отставок.
Вспомним ситуацию, произошедшую в 2010 году, когда 4 марта в роддоме Ключевского района Алтайского края одна женщина после введения лекарственных препаратов умерла, а у другой родился мертвый ребенок. Версий также было две. Однако еще до результатов анализа был отправлен в отставку начальник Главного управления края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Валерий Елыкомов.
Напомним, тогда неопасный физраствор женщине ввели аж три раза. Так, может, и теперь переборщили с глюкозой? Собственно, как отмечают сами врачи, от глюкозки порой даже взрослых трясти начинает.
На этот раз даже не ясно, будет каким-либо образом наказаны главврач и персонал роддома № 1.