“Вряд ли кто-то больше понимает в этом городе, чем я”. Климов об изо как бизнесе

Вадим Климов. Фото: соцсети Вадима Климова
Барнаульский арт-критик рассказал, произведения каких местных художников лучше продаются, и какой документ нужно требовать, покупая картины

Вадим Климов в интервью “Атмосфере” назвал два топ-5 алтайских художников, цены на картины и самые популярные у покупателей жанры.

“На стене должна висеть картина”

- Вадим, хотели бы поговорить с вами об изобразительном искусстве как о бизнесе. Насколько он развит в Барнауле?

- Если говорить про современное изобразительное искусство – это не самый популярный бизнес. Меня волнует, конечно, то, что творится в Барнауле, но я знаю, как устроен этот бизнес в Санкт-Петербурге и Москве и представляю, как он в других крупных городах устроен. Барнаул мы сильно крупным городом считать не будем, потому что граница проходит по миллионникам, и очень заметная граница. У нас все немножко по-другому.

Так как я 12 лет занимаюсь галереей “Республика ИЗО”, то представляю себе картинку. Может быть, не до конца со всех сторон ее понимаю, но вряд ли кто-то больше понимает в этом городе, чем я.

Так вот. Когда мы начинаем говорить про изобразительное искусство как бизнес, я всегда говорю, что мы продаем роскошь. Произведения искусства – это десятое дело. Сначала – украшения жене, автомобиль мужу, большую квартиру, и когда уже квартира заполнена хорошей техникой, тогда речь идет об изобразительном искусстве.

Слава богу, есть большая категория людей, которая понимает, что на стене должна висеть картина. И многие уже понимают, что картина должна быть не просто непонятно какая, которая понравилась. Желательно, чтобы это был известный автор, чтобы картина была продана в каком-то правильном месте, где напишут правильную бумагу, которая поможет потом эту картину продать.

“Если у вас есть 30 картин, одна из них в месяц продается”

- Что это за бумага? Сертификат?

- Нет, сертификат бывает на вывоз из страны, его дает только Министерство культуры России. То, о чем я говорю, называется атрибуция. В ней, например, говорится, что это картина такого-то автора, написана тогда-то участвовала в такой-то выставке. Пара абзацев про автора, если есть каталог выставки, он прикладывается. Ну, и договор-купли продажи, чтобы показать при последующей реализации или при вывозе.

- Но в барнаульских художественных салонах такую атрибуцию не дают.

- Если вы попросите, дадут. Не во всех, но кто-то даст. Многие не до конца понимают необходимость этого. Мы в “Республике ИЗО” стараемся работать на правильном европейском уровне, насколько это возможно.

- Какой процент картин с выставки обычно продается?

- Я не делаю откровенно коммерческих выставок. Мы занимаемся продвижением авторов. Иногда с выставки могут купить картины. Но наша задача, в первую очередь, создать имя художнику, показать его работы, а потом уже что-то продать. Если бы у меня был в чистом виде художественный салон, тогда да. Но у нас есть зал коллекций, где проводится распродажа, и сайт, на котором можно купить картины.

Какое количество картин продается с выставок? Если у вас есть 30 картин, одна из них в месяц продается. Это моя приблизительная статистика.

“Интеллигенции стало в три раза больше”

- Какие люди сегодня покупают картины?

- Это интеллигенция. Интеллигенции стало в три раза больше по сравнению с Советским Союзом. Я имею в виду всех тех, кто не занимается физическим трудом. Всех тех, кто так или иначе связан с каким-то интеллектуальным трудом, стало больше.

Картины до сих пор, процентов на девяносто, это украшение интерьера, а процентов десять покупателей собирают, коллекционируют картины современных алтайских художников и понимают важность и ценность изобразительного искусства. В Барнауле есть коллекционеры, есть несколько человек, которые понимают, что они покупают и зачем. Опережу ваш вопрос: фамилии не назову. Среди них есть не очень публичные люди. Они покупают достаточно часто, у них дома не десять картин, а 50 – 100 и больше.

Есть большая категория людей, которые хорошо образованы и воспитаны, и они умеют выбирать, потому что знают художников в Барнауле. Это филологи, историки, сами художники, дизайнеры. У меня есть клиенты, которые покупают Юрия Эсауленко (известный барнаульский художник, 1967 – 2000 гг. – “Атмосфера”.), как только он появляется на рынке.

Топ-5 женщин и мужчин

- Кстати, у кого находятся его работы?

- С картинами Эсауленко все понятно. Я знаю, где почти все находятся. Михаил Чурилов написал большую книгу о нем, и в свое время мы провели большое расследование, а когда готовили выставку к 50-летию Эсауленко составили список почти всех, у кого есть его картины. С этим художником все понятно. То же самое произошло с Денисом Воробьевым (барнаульский художник и музыкант, 1973 – 2005 гг. – “Атмосфера”.), с другими авторами.

- Можете назвать, например, топ-5 самых дорогих современных алтайских художников?

- Конечно, могу. Из ныне живущих – Валерий Октябрь, Денис Октябрь, Николай Зайков, Александр Емельянов, Анатолий Щетинин.

Их картины покупают для себя, в подарок, в том числе, вип-гостям. Произведения искусства очень часто становятся хорошим подарком. Когда ты не знаешь, что подарить приличному человеку на юбилей, а с часами можешь не угадать, картина всегда подойдет. Ее можно повесить в кабинете, можно повесить дома. Картина – это всегда приличный подарок.

- Сколько в среднем стоят их произведения?

- От 50 до 100 тысяч рублей. А средний чек по городу – 30 тысяч.

- Вы назвали одних мужчин, но у нас ведь много художниц.

- Если брать художников-женщин в отдельную лигу, то это Лариса Пастушкова, Екатерина Демкина, Лика Добровольская, Дарья Демкина и Евгения Октябрь.

- Кто самые продаваемые художники в Барнауле?

- Из мужчин уже 35 лет это Валерий Октябрь. А из девушек, думаю, Женя Октябрь. Она активно, профессионально этим занимается.

- Какие жанры самые продаваемые?

- Пейзаж, конечно. Барнаул все же город достаточно традиционной культуры, здесь платежеспособный покупатель больше ориентирован на классическое понимание искусства. А так как Шишкин – наше все, то пейзаж. Ну, может еще натюрморт чуть-чуть.

“Валерий Октябрь способен занять всю галерею”

- Как работает галерея «Республика ИЗО», на что вы ее содержите?

- Надо сказать торговому центру “Республика”, который понимает, что галерея – это имиджевое отличие от всех остальных торговых центров, такое конкурентное преимущество, вишенка на торте. Когда-то торговым центром владел и руководил мой близкий друг Борис Заякин, поэтому галерея там и возникла. Теперь все это принадлежит другим людям, взаимоотношения изменились, но благодаря понимаю владельцев и маркетологов галерея остается.

Галереи – это не очень прибыльный бизнес в России, а уж в Барнауле тем более. И вообще мы не ставим задачу супер-пупер заработать, хотя очень бы хотелось, чтобы было много денег. Тогда бы мы смогли делать более интересные выставки.

- Как часто меняются экспозиции?

- В галерее может быть одна большая выставка, например, молодежная. Человек 150 участвуют, висит 350 – 400 картин. Или выставка какого-нибудь известного художника. Например, Валерий Октябрь способен занять всю галерею. У нас не так много художников такого масштаба. А бывает, как сейчас, семь выставок одновременно.

Меняем экспозиции мы примерно раз в полтора месяца. За год успеваем открыть шесть-семь крупных выставок.

 

Читайте полную версию на сайте asfera.info