воскресенье, 14 сентября, 2025
Сенсационную новость о помиловании бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, а также возможность освобождении его партнера Платона Лебедева сайту "Коррупции.NET" прокомментировал бывший адвокат последнего Евгений Бару.
– Евгений Александрович, как Вы восприняли новость о таком неожиданном помиловании Ходорковского? Почему все произошло так внезапно, ведь о готовящейся свободе не знали даже его адвокаты и родители?
– Во-первых, оно (освобождение Ходорковского. – Прим. ред.) было все-таки ожидаемо. Нужно понимать, что бессмысленно держать его дальше под стражей, если такие акты (по всей видимости, имеется в виду амнистия. – Прим. ред.) выносятся в отношении массы людей. Если бы в отношении Ходорковского подобного решения принято не было бы, то это воспринималось бы как акт личной мести. Такое поведение в отношении Ходорковского дает основание полагать, что президент страны одинаково ко всем подходит в отношении данного вопроса.
– Можно ли теперь ожидать освобождения вашего бывшего подзащитного Платона Лебедева?
– Мне трудно сейчас об этом судить, потому что будет ли применена к Лебедеву эта амнистия или нет, можно будет узнать только после вступления этого акта в законную силу. Мне очень трудно сейчас судить.
Для меня важно – в связи с чем принят акт помилования и как он согласуется с содержанием амнистии. Почему был издан указ о помиловании? То ли потому, что у них был второй приговор, то ли еще по каким-то обстоятельствам – я пока не знаю.
– Уже известно, что Путин принял решение о помиловании Ходорковского, руководствуясь принципом гуманности.
– Ну, понятно. У нас иногда из гуманных соображений сажают, а потом освобождают. Мне это известно.
Если так написано, то следует ждать освобождения двоих – потому что нелогично было бы одного помиловать, а второго нет. Они (Ходорковский и Лебедев. – Прим. ред.) шли по одному делу и по двум приговорам, которые в отношении них выносились. Я думаю, что по этой логике на Лебедева мы тоже вправе ожидать акта помилования.
С другой стороны, если в отношении Ходорковского помилование будет, то очень интересно было бы знать – будет ли действовать амнистия на Лебедева, если в отношении него не будет акта помилования? Вопрос заключается в том, будет ли помилование только в отношении одного человека? Хотя я допускаю мысль, что по данному делу в отношении Ходорковского акт помилования логично должен применяться и к Лебедеву.
– Что вы думаете о судьбе Ходорковского после выхода на свободу?
– Сейчас самое главное – понять, в каком состоянии он находится, чтобы он смог восстановиться. Те условия, в которых Ходорковский и Лебедев были, далеки от идеальных, как вы понимаете. Они находятся более десяти лет под стражей. Поэтому для меня как для бывшего адвоката, и для их родственников важно то, в каком состоянии они пребывают и как его восстановить максимально быстро, если это возможно.
– Звучат мнения, что Ходорковский после освобождения мог бы заняться политикой. Или вернуться в бизнес. По-вашему – это возможно?
– Я не могу об этом думать – это вопрос не ко мне, а к ним. Жизнь покажет. И если вы зададите мне вопрос – что для них главное, то, как я уже сказал, для меня и для их близких самое главное сейчас определить, как они себя чувствуют, какие меры необходимо предпринять для восстановления их здоровья. Будут здоровы – смогут заняться тем, чем посчитают нужным.