воскресенье, 14 сентября, 2025
Уходящий год оказался очень богатым как на судебные дела, связанные с коррупцией, так и на антикоррупционные законопроекты. Корреспондент "Коррупции.NET" побеседовал с профессиональным юристом и председателем партии "Демократическая правовая Россия" Игорем Труновым о том, какие проблемы существуют в коррупционном законодательстве России.
– Игорь Леонидович, скажите, пожалуйста, какие нужны изменения в сфере противодействия коррупции в российском законодательстве, какие сейчас существуют пробелы?
– Я думаю, в плане борьбы с коррупцией нужно, прежде всего, говорить о стратегии, а не о тактике. Изменение законов и их качества упирается в стратегические проблемы, то есть отсутствует разделение властей, отсутствует самостоятельная судебная власть. Сейчас суды имеют вертикаль управления и работают в ручном режиме. Поэтому в рамках ручного суда никакой закон не работает, так как судебная власть трактует по указанию "сверху".
Кроме того, отсутствует политическая конкуренция. В условиях правления одной партии власти невозможно бороться с коррупцией – власть расставляет своих на места, в том числе и в правоохранительные органы, и своих не сдает, поэтому реальной борьбы с коррупцией нет.
Сегодня Россия имеет форму диктатуры в виде абсолютной монархии с неограниченной властью монарха. В принципе, Россия уже давно имеет древние и глубокие корни монархического правления, эти традиции живут внутри нас. Кадровая политика строится по принципу неприкосновенного фаворитизма (в XVIII веке – основа кадровой политики в России). Кадровая политика в условиях абсолютной монархии и вертикальной власти не дает действовать самым совершенным и действенным законам, которые принимаются в нашей стране.
– В России постоянно принимаются меры по совершенствованию антикоррупционного законодательства. Как считаете, насколько они эффективны?
– Повторюсь, в России отсутствует закон и независимые судьи, отсутствует разделение властей, и нет политической конкуренции, полная монархия, однако власть передается не по наследству, а по желанию. Здесь можно вспомнить экс-президента Дмитрия Медведева! Это не укладывается даже в классические рамки монархического правления.
Более того, мы имеем декларативный парламент, где собрались спортсмены, любимые артисты, деятели искусства, которые не могут писать законы. Они сидят там для красоты и практически не появляются. Между рядами бегают два человека, нажимают кнопки за других, что во всем мире наказуемо. И удивления это уже не вызывает, только возникает вопрос – нужен ли нам такой парламент? Ведь разделение властей – одно из фундаментальных достижений человечества в демократическом строительстве.
– Расследование уголовного дела о халатности против экс-министра обороны Анатолия Сердюкова завершено, а обещанной переквалификации обвинения на более тяжкое так и не произошло. Можете прокомментировать ситуацию?
– Сегодня всему населению понятно, что фаворитизм в условиях вертикальной власти – это и есть яркий пример Сердюкова. Идут разговоры в народе: Сердюков женат на одной из дочерей высокопоставленного чиновника, в семье произошел разлад, и экс-министр попал в немилость. Потом все стабилизировалось, и сейчас его как фаворита простили.
Это было лишь показушное возбуждение бесперспективного уголовного дела, по которому кончились все сроки давности. Мы сейчас смотрим мыльную оперу, которая называется "Борьба с коррупцией". К юриспруденции она имеет весьма опосредованное отношение, ведь юристам это все смешно и непонятно.
– Можете дать прогноз о том, как изменится ситуация с коррупцией в будущем, в 2014 году?
– Если все останется в нынешнем виде, конечно, ситуация никак не изменится. Будут ловить мелкую сошку для статистики. А тех, кто является членами правящих кланов, и тех, кто успел жениться, но потом позволил себе вольности с любовницей, – прощать.
– Спасибо за беседу и подробные ответы.