воскресенье, 14 сентября, 2025
Политика с человеческим лицом – явление в наши дни не редкое. Западные президенты, губернаторы и мэры не стесняются выводить в свет своих жен, детей и внуков, потому что там быть ответственным родителем и любящим мужем – такая же обязанность высокопоставленного чиновника, как уплата налогов и отсутствие проблем с полицией. В России демонстрировать жен и потомство стремятся не все. В числе тех, о чьих семьях избирателям практически ничего не известно, оказался и алтайский губернатор Александр Карлин, что, безусловно, не добавляет образу московского ставленника ни простой человечности, ни политической надежности. О роли семьи в жизни политика и о том, как ее публичность влияет на имидж главы региона, ИА "Атмосфера" расспросило политтехнологов и политологов.
"Семья является одним из неотъемлемых компонентов имиджа и в мировой практике очень активно используется как в политической деятельности, так и в избирательной компании. А вообще, имиджем и психокоммуникациями в политике занимаются специально подготовленные люди – это не случайные результаты", – рассказала агентству политолог Ярослава Шмакова.
И действительно, достаточно вспомнить президента США Барака Обаму и его сияющую супругу Мишель, которые под одобрительные вздохи электората не стесняются признаваться в любви друг к другу и на публике, и на камеру. И даже наш президент Владимир Путин, семейная жизнь которого – тайна за семью печатями (Где бывшая жена Людмила? Где две дочери – вечные студентки?), проявляет свою человечность, время от времени появляясь в обществе любимых собак, дельфинов и стерхов.
А что же наш губернатор? Во-первых, никто толком не знает, где живет глава региона, хотя, пожалуй, такая конспирация вполне оправдана соображениями личной безопасности. Никто не видел его жены, да что там, подавляющее большинство жителей Алтайского края понятия не имеют, как зовут супругу губернатора и есть ли у них дети.
Откроем секрет: супругу Александра Богдановича зовут Галина Викторовна. Самой громкой новостью, в которой звучало это имя, стала новость про трудовые доходы Карлиной, выведшие ее в список самых богатых жен российских губернаторов сначала в 2009-м, а затем и в 2012 годах. Есть у Александра Богдановича и два сына – Андрей и Виктор, оба юристы. Но и о них простому обывателю ничего не известно. Говорят, что жена и сыновья живут в Москве. Говорят, что Карлин по три раза в неделю летает самолетом домой, в столицу. Говорят… говорят…
Почему же наш глава так упорно не желает знакомить своих граждан с семьей? Зачем местному губернатору так нужен имидж киборга: ни умильных фото с супругой, ни милых домашних питомцев, ни уютных интерьеров… – ничего, что выдавало бы в нем обычного человека?
Дело в том, что за каждым политиком стоит некий его образ, культивируемый в сознании электората. Исходя из выбранной маски и решается, надо ли чиновнику выносить на публику свои семейные отношения или нет.
"Бывают такие случаи, когда излишняя семейность просто вредит. Например, образ этакого кризисного управляющего – прибежал и быстро решил все проблемы. Суть этого образа – мобильность. Демонстрация же семейных ценностей гарантированно разрушит амплуа такого политика. Стереотип таков: если ты занимаешься семьей, у тебя меньше времени на решение проблем региона", – рассказывает политтехнолог Константин Лукин.
Если же политик выступает в роли отца, то здесь семейные ценности оказываются как нельзя кстати. Суть образа: "Мой город или регион – это мой дом, а я в нем рачительный хозяин". В этом случае политика показывают с женой, детьми на фоне домашних интерьеров.
"Что касается Александра Карлина, то я больше чем уверен, что если провести на улице опрос, то окажется, что большинство людей вообще не знают, есть ли у него семья. Какой-то крошечный процент, возможно, в курсе, что его жена живет в Москве. В данном случае ему такой образ выстроили изначально. Его сюда делегировали на время навести порядок. В этом образе ни слова про семью не было", – комментирует Лукин.
Конечно, можно было бы добавить Александру Карлину немного человечности, окружив его домашними любимцами, но глава региона предпочел заменить этот элемент любовью к чтению. Он постоянно говорит о том, какие авторы ему нравятся, и при этом дает понять, как мало времени у него остается на любимое хобби – все время занимает решение государственных задач.
Видимо, имиджмейкеры Александра Богдановича все же перегнули палку, потому как образ профессионала с годами трансформировался таки в образ временщика, которому настолько нет никакого дела до жизни Алтайского края, что, кажется, он готов хоть сейчас собрать чемодан и вернуться в столицу – ничего его здесь не держит.