четверг, 5 декабря, 2024
Сегодня я хочу рассказать о самом, на мой взгляд, интересном и популярном современном художнике Барнаула. Ну, как современном? Для моего поколения – да. У молодых – свои кумиры. Но я все равно расскажу. Завтра у него день рождения, ему исполнилось бы всего 57.
Юрий Эсауленко (Эсик) родился 2 марта 1967-го и умер очень рано – 31 декабря 2000 года.
Эсауленко - лидер неформального искусства конца ХХ века. Примерно с 1985 он был самым ярким художником в городе, активным членом творческого объединения “Тихая мансарда” и одним из основателей “Темной галереи”.
Михаил Чурилов, официальный биограф Эсауленко, писал: “Его творчество можно сравнить с этническими и джазовыми вариациями. Знаменитая выставка “Ню” в Государственном художественном музее заставила художественную интеллигенцию взглянуть на творчество Юрия серьезно. Смелость цветовых решений, композиционные поиски, а главное, тема. Это была первая выставка, где прекрасное обнаженное тело в произведениях двух художников и шокировало, и покорило зрителей”.
От себя добавлю: вторым участником выставки был Павел Поясков, и называлась она не просто “Ню”, а “Большое НЮ”. Это был январь 1995 года. “Вечерний Барнаул” опубликовал заметку с фотографией.
В 2017 году в галерее “Республика ИЗО” к 50-летию Эсауленко я организовал выставку и написал вступительный текст: “У Юрия Эсауленко все было. Потому что в настоящем его нет. Есть его искусство, живопись, графика, тексты и даже идеи. Но его нет. У него все было. Был талант, были друзья, приятели, товарищи, были люди, которых он не знал, но он им нравился. Он же художник. Когда-то я написал, что Эсик - лидер актуального искусства в Барнауле. Так и было. Все что он придумал, было интересным, участвовать в этом было заразительно. Не стану говорить про творческий метод Эсауленко, про сюжеты и смыслы, смотрите и разгадывайте. Всё что у него было, сегодня принадлежит другим, это часть истории искусства Барнаула. Хорошо, что появился Чурилов. Он подготовил книгу, где собраны многие статьи и почти все работы Эсика”.
Почти все выставки Эсауленко были организованны при моем участии. Я имел отношение к “Темной галерее”, мы вместе издавали журнал “Графика”.
Государственный художественный музей и Государственный музей истории, литературы, искусства и культуры Алтая приобрели работы Юрия Эсауленко. Теперь он навечно в истории искусства Барнаула.