Главный гинеколог Алтая: "Мы пришли в этот мир, чтобы оставить потомство"

Главный гинеколог Алтая: "Мы пришли в этот мир, чтобы оставить потомство"
Главный акушер-гинеколог Алтая Ирина Молчанова рассказала о счастье материнства.

Барнаул, 27 ноября – Атмосфера, Кристина Десяткова. Традиционно в последнее воскресенье ноября в России празднуется День матери. О том, в каком возрасте сейчас становятся мамами, сколько детей рождается в семьях, а также о понимании счастья быть мамой рассказала ИА "Атмосфера" главный акушер-гинеколог Алтайского края Ирина Молчанова.

– Ирина Владимировна, в каком возрасте сейчас женщины впервые становятся мамами?


– Если рассуждать c точки зрения медицины, то фертильной женщина является с 15 до 49 лет. То есть в этот период она может рожать. Конечно, наиболее зрелым и оптимальным считается период с 20 до 27 лет. Это самый лучший возраст, когда женщина зрелая и здоровая, когда не накопила груз каких-то соматических патологий.

– Это для первых родов?

– Да, конечно. Этот период жизни и молодости совпадает с периодом любви, с желанием создать семью, родить ребенка.  Но не совсем все у нас так получается. В Алтайском крае первые роды у женщины в большинстве случаев приходятся именно на этот период.

Долгая борьба в России за демографию привела к тому, что рождаемость стала превышать смертность. К сожалению, в Алтайском крае  это пока не так. На сегодняшний день у нас смертность превышает рождаемость. И в некоторой степени это объясняется тем, что число  женщин фертильного возраста уменьшается. Ведь сейчас в фертильный период вступили дети 90-х, когда в России была демографическая яма.

– Но ведь все равно сейчас достаточно семей, которые осмеливаются и  на второго, и третьего ребенка?

– Да, меры социальной поддержки привели к тому, что стали  рожать и второго, и третьего ребенка. Но! Возраст  рожающих  заметно сдвинулся в сторону увеличения, что вообще-то логично. Однако с позиции сохранения здоровья матери и ребенка эти изменения имеют серьезное значение.  Так, 35-летний возраст беременных сам по себе является так называемым фактором риска и определяет возможность развития тех или иных осложнений. А это означает, что при медицинском сопровождении такой пациентки ей  будет назначен особый режим наблюдения, обследования, дополнительные консультации. Кроме того, так уж предусмотрено природой, что каждый последующий ребенок, как правило, весит больше предыдущего. В прошлом году количество детей весом более четырех килограммов (это тоже является критической цифрой) в крае составило 11% против 6% в 2007 году. Эти пациенты тоже для нас представляют определенный риск.

– Получается, что современная женщина готова рожать и второго, и третьего ребенка?

– На мой взгляд, у нынешней молодежи  резко изменилось отношение к этому.  Ведь на самом деле то, что мы называем материнским инстинктом, – это не врожденное чувство, закрепленное генетическим кодом в определенной хромосоме, а это чувство приобретенное, которое воспитывается прежде всего в семье, потом в обществе. Вообще, понятие "материнство" – одно из самых сложных. Ученым очень трудно найти закономерности,  влияющие на выбор женщины – рожать или не рожать. И даже  у женщин, равных по уровню достатка, семейному положению, образованию этот выбор может быть разным. Неоспоримо  сегодня только одно – "за" материнство проголосует  та, которой с детства объяснили, что главное предназначение женщины – рожать детей  и единственная возможность продлиться в веках – оставить потомство.  
К сожалению, я как врач, к собственному удивлению, стала сталкиваться с пациентками, которые не имеют детей и не хотят их иметь. Причем, как правило, это образованные, обеспеченные и успешные леди.  Невольно задаешь себе вопрос – что происходит с нами, куда мы движемся, почему самая главная фундаментальная ценность, обеспечивающая  сохранение  жизни, подменяется материальной?



– Но тут, видимо, работает западная тенденция – встать на ноги, потом уже подумать о потомстве…

– Конечно, нам хочется родить единственного ребенка, ближе к 40 годам, но чтобы он был здоровым, самым красивым, самым гениальным! Но так не бывает! Природа это не предусматривает.  В большой семье все дети разные. Конечно, кто-то из них будет гениальным, кто-то – попроще. Это тяжело оценить, но это так. А вот когда отодвигаешь себе сроки и думаешь, что родишь единственного, и именно он будет самым гениальным, может прийти разочарование, а за ним самое страшное в жизни – одиночество в "золотой клетке". Это настоящая человеческая трагедия…   

– Это можно как-то изменить?

– Наверное, здесь нужно говорить о возвращении ценности семьи вообще. Может помочь церковь, которая за это ратует. Может быть, социально активным людям, которые понимают, куда мы движемся, как-то объединиться и возвращать эти ценности.

– Ирина Владимировна, а как в крае обстоит дело с абортами?

– В 2011 году вышел закон "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", в котором государство впервые изменило свое отношение к данной проблеме. До выхода этого закона от нас требовали, чтобы мы чуть ли не в день обращения пациентки прерывали беременность. На сегодняшний день законодательно четко определено время, за которое специалисты должны выяснить причину, по которой женщина решилась на этот шаг. Не запретить ей его сделать, а дать время задуматься, что с ней происходит и почему, и помочь разрешить ту критическую ситуацию, в которой оказалась беременная женщина. Если не брать во внимание социальные и психологические факторы, а  посмотреть на аборт только с позиции здоровья, то ничто другое не может так негативно повлиять на состояние репродуктивной системы.

В настоящее время создана целая служба психологической поддержки для таких женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Слава богу, нас услышала краевая администрация, и были  выделены  деньги на зарплату этих специалистов. Они получили специализированное образование в Москве. Начали работать. И как вы думаете, какая основная причина, по которой женщины делают аборт?

– Не могу даже назвать…

– Мы когда проанализировали, были в шоке. На профессиональном языке это называется несформированная материнская доминанта, то есть женщина абсолютно успешная, даже живущая в семье, не хочет иметь ребенка. Это просто отсутствие желания родить. На самом деле это страшная ситуация, над ней надо очень серьезно задуматься, и ее надо исправлять. Все социальные проблемы, проблемы с мужем, например, называются нашими пациентками значительно реже. Поэтому вся работа, направленная на снижение абортов, была перевернута с ног на голову. Стало очевидным то, что нам нужно менять свое сознание в другую сторону, возрождать семейные и жизненные ценности.

– А вообще за прошедший год сколько женщин в крае решили прервать беременность?


– Около 10 тысяч за прошлый год. К радости, ежегодно количество абортов уменьшается. И наша основная задача сегодня – сохранить уже имеющуюся беременность, помочь женщине устранить причины, из-за которых она решилась на аборт.  В прошлом году было сохранено около 700 таких беременностей, в этом году, думаю, мы сохраним порядка 1000 жизней. Для нас самая главная благодарность – когда женщина, которая в ходе проведенной работы изменила свое решение и  родила ребенка, вернулась к  психологу со словами: "Спасибо за это счастье!". И такие женщины есть.

Но ведь существует и противоположная проблема – бесплодие. Насколько эта проблема остро стоит в Алтайском крае?

– Проблема очень непростая. Изменилось отношение к бесплодию. 10% бесплодных пар существовало в мире всегда. Изменилось лечение. Есть такая процедура, как ЭКО, с помощью него растет число беременностей в крае. Теперь вы по полису обязательного медицинского страхования  сможете прийти в больницу, и вам должны будут оказать эту услугу. Есть, правда,  лист ожидания, ведь процедура дорогостоящая. Очередь занимает не более трех лет. Все равно за это время нужно пройти обследование, а это не так быстро.  


– Ирина Владимировна, а кто сейчас чаще рождается – мальчики или девочки?

– Рождается, как и всегда, больше мальчиков. Но к 20-летнему возрасту число мальчиков и девочек выравнивается. Девочки по природе более приспособленные к тому, чтобы выжить и вырастить свое поколение. Если говорить о Дне матери, то ее предназначение – не просто родить.  Ее высшее предназначение – вырастить ребенка и дать нового члена общества.

– А какие они, современные новорожденные?

– Если сравнивать по медицинским показателям современных новорожденных и детей, которые рождались 30-40 лет назад, то сейчас 80% младенцев ставим какой-то диагноз уже внутриутробно. Если же говорить о каком-то их общем развитии, то я вам хочу сказать, что сейчас рождаются вундеркинды. Ребенок рождается, а  у него сразу осмысленный взгляд. Они более активны. Этого не было никогда. Что-то с нами происходит… Мы меняемся. Наверное, так и должно быть. Не можем же мы быть статикой…

– Что пожелаете нашим читательницам в День матери?

– Ну, во-первых, здоровья. Во-вторых, конечно, большой семьи, много здоровых детей, потому что счастье матери в этом. И чтобы женщине кто-то помогал. Чтобы помогал муж, родственники, чтобы помогало государство. А наши женщины справятся со многим. Я в этом убеждена!
 
– Спасибо за беседу!
 

Читайте полную версию на сайте asfera.info