Интервью на asfera.info: Олег Шеин: "Я всегда был противником голодовок как метода".
Голодовка бывшего кандидата в мэры Астрахани Олега Шеина длится уже более месяца. За это время произошло много ярких событий. На протест отреагировали Алексей Навальный, Сергей Удальцов. К голодовке присоединились жители других регионов. В самой Астрахани прошел многотысячный митинг, во время которого полиция использовала слезоточивый газ. Олег Шеин получил в итоге видеозаписи с избирательных участков и подал иск в суд. Для корреспондента сайта "Коррупция.NET" Олег Шеин подвел промежуточные итоги своей акции протеста.
– Олег Васильевич, прежде всего, как вы себя чувствуете?
– Вы знаете, я очень устал. Но в общем и целом самочувствие неплохое.
– Голодовка, несомненно, отразится на вашем здоровье. Ради чего такая цена?
– Цель простая: я хочу, чтобы мой город жил нормально. Я хочу, чтобы нормально жила моя страна. А когда чего-то хочешь, готовься чем-то жертвовать. По-моему, это совершенно очевидно.
– Сколько процентов голосов у вас "украли" по вашим подсчетам?
– А это невозможно подсчитать. Здесь не было фальсификации, были нарушения. Давайте теперь объясню, в чем разница. Фальсификация – это когда полностью переписывается протокол. Посчитали с одним результатом, а потом эти цифры перерисовали. Но у нас практически не было вбросов и переписывания протоколов. Нарушение заключается в том, что в Астрахани голоса вообще не считались. Председатель комиссии даже не знает, за кого голосовали люди. На видеозаписях видно: вместо того, чтобы заглядывать в бюллетени, он просто их отсчитывал. На глазах у всей комиссии рвали протоколы, угрожали избиением наблюдателям. Поэтому мы можем апеллировать только к социологии.
В Астрахани проведены очень серьезные исследования, и по их результатам мы побеждаем примерно с соотношением 52 против 38 в целом по городу. Кроме того, участковые избирательные комиссии все к утру исчезли. Однако нарушения наблюдались по всей Астрахани, поэтому у нас есть право подать в суд сразу на городскую избирательную комиссию, что мы и сделали.
– Продолжится ли голодовка, если суд признает выборы законными?
– Вы поймите, это не вопрос выборов. Вопрос не в том, кто является мэром Астрахани. Весь вопрос в том, что город фактически находится под контролем криминальных группировок. Власть сосредоточена в руках банды гангстеров. Людей в Астрахани избивают, постоянно нападают на них. У нас ситуация напоминает Германию 30-х годов, когда полиция вместе со штурмовыми отрядами терроризировала общество. Поэтому суть протеста не в том, чтобы я стал мэром города. Было бы, конечно, нелепо объявлять из-за этого голодовку. Суть в том, чтобы вернуть людям свободу.
– Какую роль голодовка в Астрахани уже сыграла в общественной жизни страны в целом?
– Я думаю, она в любом случае уже показала, что у нас в стране с выборами в ряде случаев происходит безобразие. В целом-то выборы в стране прошли достаточно корректно. Были отдельные эпизоды, но чтобы в такую яму проваливался весь город, не было нигде. Я надеюсь, что у нас осенью будет более здоровая ситуация на местных выборах. Все потому, что эта голодовка вынудит власть в целом по стране действовать более честно в будущем.
– Сейчас, когда голодовка длится уже более месяца, как вы оцениваете эффективность именно такой формы протеста?
– Во всяком случае голодовка не менее эффективна, чем любые другие формы протеста. А в астраханских условиях, видимо, она даже более эффективна. Мы уже использовали все остальное. Проводили массовые митинги, последний из которых прошел в прошлую субботу. Тогда вышли на улицы порядка семи-восьми тысяч человек. Мы использовали такую форму, как обращения в суды и органы власти, прокуратуру. Эти методы оказались непродуктивны.
– Как вы отнесетесь к тому, что ваш протест повторят в других регионах страны?
– Я надеюсь, что такого не будет. Я всегда был противником голодовок как метода. Это крайний способ, который можно использовать только тогда, когда исчерпаны все остальные. Я надеюсь, что в других регионах ситуация не требует такой формы протеста.
– Как вы прокомментируете участие в вашем протесте Сергея Миронова, Алексея Навального и Сергея Удальцова?
– Эти люди нам очень помогают. От помощи мы не отказываемся. Просто потому что это было бы неправильно. Помощь очень полезна. Я хочу сказать спасибо. Причем не только этим людям, а всем тем, кто нам ее оказывает.
– Спасибо большое вам за беседу. До свидания. Удачи.