Теракты в московском метро: как это было
Вчера, 29 марта, в московском метро прогремело 2 взрыва. В результате происшествия 38 человек погибли, еще более 60 получили ранения. До сих пор опознаны не все тела погибших, а также тех, кто находится в реанимации без сознания. Хронологию событий восстанавливают очевидцы происшествий.
Жительница Москвы, участница программы "Информационный поток" Анна Дерябина рассказывает: «Когда я ехала в университет, было где-то 8:30. О теракте вообще было ничего не известно, все было как обычно. Когда сообщили, что переход на "Парке культуры" на Сокольническую линию закрыт, люди сделали недовольные лица».
Ольга Мулерс, жительница Москвы, сотрудница газеты «МК»: «Утром по телевизору говорили только об одном теракте на «Лубянке». В метро я не заметила ничего особенного, народу, как обычно, много, поезда шли нормально. Мне начали звонить друзья и родственники – мобильная связь работала с перебоями. Как позже рассказали знакомые, на расстоянии метра у них не получалось дозвониться друг до друга. Проблемы со связью усиливали страх людей за своих родных и близких. За пятнадцать минут до начала планерки я была в редакции. В коридорах были тихо, все собравшиеся к этому времени журналисты сидели в столовой и внимательно смотрели телевизор. Такое я видела в первый раз. Вместо обычных музыкальных клипов – на экране срочные выпуски новостей».
Аня приехала в университет в 9.00, преподавателя не было, народу очень мало. Все активно слушают радио, кто-то говорит, что взорвали уже четыре станции, вроде бы «Проспект мира». Все спешат побыстрее покинуть университет. Студенты были действительно напуганы, они готовы были добираться домой на такси и тратить кучу денег, чтобы только не заходить в метро. На первом этаже возле экранов толпился народ, все смотрели новости. CNN успел первым осветить события этого дня, даже на наших российский каналах еще ничего не показывали.
Многие журналисты не пришли на утренние планерки: кто-то задерживался в пути, кто-то уже поехал на место событий. Не прекращались бесконечные разговоры о случившимся: журналисты вызванивали знакомых в поисках информации, делились соображениями, рассказывали об услышанном. Один из них, видимо, уже побывал в больнице, куда привезли пострадавших: «Врачи везли женщину с дырой в голове размером в кулак. Судя по ране, бомба была начинена поражающими элементами. Доктора перешептывались, что шансов выжить у нее нет».
Ане рассказывает знакомый, очевидец событий (просил его имя не раскрывать): он вышел на Лубянке где-то в 7:50, прошел по Никольской улице и увидел, как народ массово бежит из метро, все испуганные, у всех в руках телефоны. Спросил у какого-то мужчины, что произошло. Тот, оказывается, как раз сидел в третьем вагоне (взрыв произошел во втором). Он рассказал, как почувствовал какой-то выстрел, произошел взрыв, и в то же мгновение все погасло. Началась паника, люди побежали из метро.
«Этот же мой знакомый (он еще и работник ФСБ, почему просил не называть его) говорит, что на других станциях тоже усилили охрану милиции, просто это может быть незаметно простым невооруженным взглядом. Считает, что этот теракт специально был спланирован перед 9 мая, чтобы посеять панику среди населения, нарушить обстановку в обществе. Думает, что этот теракт не связан с терактом в Афинах», – рассказывает Анна.
Репортеров в метро, естественно, не пускали, поэтому так много надежды возлагалось за съемки граждан камерами мобильных телефонов.
Аня на станции «Парк Культуры» примерно в 12:30: «Бросается в глаза, что людей куда меньше, чем обычно в это время. По возможности все стараются ехать наземным транспортом. При этом не заметно страха в глазах людей, никто не нервничает, все ведут себя так же, как обычно. Оживленных разговоров о теракте мало, хотя кто-то уже шутит по этому поводу».
На «Парке Культуры» везде сплошная милиция, переход на Сокольническую линию закрыт, милиция проверяет всех людей с большими сумками, в особенности лиц кавказской национальности. При этом на остальных людных станциях метро, таких, как «Театральная», «Октябрьская» все как обычно, милиции практически нет. На улице «Парка культуры» тоже милиция, журналисты пристают к проходящим мимо людям, дежурит «Скорая», МЧС.
По словам Марии Антоновой и Инне Бугаевой («Информационный поток» - ConNews), в силовых структурах предположили, что взрыв на Лубянке могли устроить специально потому, что на этой станции находится здание ФСБ РФ. По его мнению, второй взрыв должен был произойти не на «Парке Культуры» - радиальной, а на «Октябрьской», на которой расположено здание центрального аппарата МВД РФ.
«Женщин-шахидок привезли, вероятней всего, из горной кавказской местности, в метро они никогда не были, поэтому могли не ориентироваться, им сказали только название станции, где они должны произвести теракт», - заявил собеседник информагентства.
Террористы использовали гексоген. На станции «Лубянка» взрывное устройство было мощностью до 4 килограммов в тротиловом эквиваленте, на «Парке культуры» – до 2 килограммов, сообщил директор ФСБ Александр Бортников на экстренном совещании у президента РФ.
На станции «Лубянка» спасатели к 15:50 подняли на поверхность 12 тел погибших, восемь жертв опознаны, сообщил журналистам первый заместитель мэра столицы Петр Бирюков. В 16:15 стало известно, что в больнице от полученных ранений скончался один пострадавший. Число погибших возросло до 38.
В 16:22 «Интерфакс» со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщил, что на радиальной станции «Парк культуры» обнаружен неразорвавшийся «пояс шахида». Кроме того, найдены голова и части тела смертницы - это молодая девушка в возрасте 18-20 лет, с кавказским типом лица.
Спецслужбы официально заявили о северокавказском следе в терактах в метро. Обычные пассажиры тут же отреагировали. В подземке начали избивать кавказцев и мусульман. Один столичный радиослушатель рассказал, что стал очевидцем нападения на двух женщин в платках. Мусульманки вошли в вагон на станции «Автозаводская» и после того, как поезд тронулся в сторону центра, на них с криками, обвинениями в терактах налетел мужчина примерно 50-ти лет и начал бить. К нему присоединились еще четыре или пять человек, его ровесников, среди которых были и женщины, и никто из пассажиров не вступился за мусульманок, не вызвал милицию, или как-то отреагировал. На следующей станции метро пассажирок в платках, по слову радиослушателя, «вышибли» на платформу. Драка с двумя кавказцами на ее глазах началась в вагоне метро на станции Кунцевская. Оказывается, таким образом, шокируя пассажиров, мужчины решили проверить у приезжих сумки. Наблюдая за таким самосудом, пишет Галина, дедушка со слезами констатировал: «вот они, последствия взрывов». Очевидцы, ставшие свидетелями избиений, отмечают, что милиция никак не отреагировала на напавших. А во втором случае задержала кавказцев.