Как Алтайский край превратился из промышленного региона в сельскохозяйственный?
Алтайский край В XVIII—XIX веках являлся развитым горнодобывающим регионом, который поставлял серебро для Петербургского монетного двора. Но к началу XX века ситуация изменилась. Регион переориентировался на сельское хозяйство. Что стало причиной этих изменений и почему аграрный сектор сейчас играет такую важную роль в жизни Алтайского края?
Об этом и многом другом мы поговорили с кандидатом исторических наук и краеведом Данилом Дегтяревым. В ходе беседы он рассказал каким был Алтайский край на рубеже XIX и XX веков, почему в Барнауле закрылся сереброплавильный завод и какое влияние оказал Транссиб на экономику нашего региона.
Справка: Дегтярев Данил Сергеевич — кандидат исторических наук, краевед, экскурсовод. Родился и вырос в Барнауле, окончил исторический факультет Алтайского государственного университета. Он является автором трех монографий и более 50 статей по истории городов Сибири.
Алтайский горный округ вместо Алтайского края
— Расскажите, каким был Алтайский край на рубеже XIX и XX веков. Какое было административное устройство, какое население здесь проживало и какова была его численность?
— Во-первых, конечно, никакого Алтайского края не существовало. Был Алтайский горный округ. С середины 1890-х годов он назывался просто Алтайский округ, когда горно-заводская промышленность в большинстве своем была ликвидирована.
Алтайский округ входил в Томскую губернию, но он был в несколько раз больше, чем современный Алтайский край. Помимо этого, сюда входили территории Республики Алтай, значительная часть Кемеровской области, большая часть Новосибирской области, частично территория нынешнего Восточного Казахстана.
Что касается населения, то именно на рубеже веков оно резко увеличилось. Где-то в начале XX века проживало примерно 1,3 млн человек. К периоду Первой мировой войны население стало приближаться к 2,5 млн. Такой рост произошел из-за переселения, которое активно шло еще с 1860-х годов, но особенно отметим приток во время Столыпинской реформы.
Справка: столыпинская реформа — это реформа, проводившаяся с 1906 года под руководством председателя Совета министров П.А. Столыпина. Ее цель заключалась в разрешении вопроса малоземелья крестьян. Этого стремились достичь с помощью поощрения перездов из европейской части России на свободные территории. Алтай стал одним из ключевых регионов, куда переселялись в рамках реформы.
Здесь было много разных социальных групп. Если мы возьмем этнический состав, то понятно, что абсолютное большинство — это русские. Но они тоже были неоднородными. Во-первых, здесь были те, кого мы называем "старожилы". Это люди, которые сюда приехали или были переведен в XVIII веке и в первой половине XIX века. В их числе горные офицеры, чиновники, мастеровые, крестьяне. Вторая категория – это переселенцы. Приезжали из разных регионов, преимущественно из Поволжья, черноземных, нечерноземных, северных губерний. В том числе, приезжали во время Столыпинской реформы.
Кроме русских, проживали условные алтайцы, то есть жители Горного Алтая. Их называли калмыками, потом возникали и другие наименования. Это были различные народы: телеуты, теленгиты, тубалары и так далее.
Из переселенцев, наверное, самая большая нерусская этническая группа — это немцы. Они приезжали с XVIII века в качестве горных специалистов. Затем уже в начале XX века состоялось массовое переселение немцев-земледельцев из Поволжья, например, в рамках Столыпинской реформы. Также в рамках этой же волны сюда приехало много украинцев из Харьковской, Екатеринославской, Полтавской, Киевской губерний. Они заселили степные регионы — Кулундинскую и Алейскую степи.
Удар по горной промышленности
— Отмена крепостного права значительно повлияла на экономику страны. А как эти события сказались на нашем регионе?
— Отмена крепостного права, безусловно, ударила по горнозаводскому комплексу. Это происходило из-за того, что значительная часть крестьян были приписаны к заводам. Их освободили в марте 1861 года вместе со всеми остальными крепостными Российской империи. После этого крестьяне могли уйти с предприятия из-за тяжелых условий труда и низкой зарплаты. Теперь мастеровым приходилось платить, что било по рентабельности заводов.
Алтай был регионом, добывающим руду и выплавляющим металлы, теперь эта отрасль экономики стала стремительно приходить в упадок. Допустим, разработка Змеиногорского рудника была закончена в начале 1870-х годов. В 1890-х годах закрываются основные сереброплавильные заводы: Барнаульский, Павловский, Змеиногорский. Так что для этой отрасли, конечно, освобождение крестьян было скорее губительным.
Но в то же время освободившаяся рабочая сила перетекала в сельское хозяйство. Кто-то начал заниматься ремеслами. Это, конечно, стимулировало аграрное производство и развитие торговли.
Большое значение оказали и переселенцы. Именно они в значительной мере перенесли какие-то новые технологии для сельского хозяйства, развивали промыслы и промышленность. Среди них было много предприимчивых людей, которые стали основой нового купечества.
Конечно, большое значение имело развитие судоходства по Оби. Это была основная транспортная артерия и уже в середине XIX века сюда приходят пароходы. Сначала они были не местного происхождения, они были томские, тюменские. Но к концу столетия уже у нас есть алтайские пароходовладельцы. Это, конечно, Евдокия Ивановна Мельникова, но и многие другие.
В связи с появлением судоходства, усиливается развитие тех территорий, которые примыкают к Оби. Это Усть-Чарыш, Шелаболиха, Кривощеково и так далее.
Так что, безусловно, экономическое развитие нашего региона ускорилось в связи с отменой крепостного права, если мы не берем в счет горно-заводской комплекс.
— Расскажите, что еще стало причиной закрытия сереброплавильного завода в Барнауле?
— Среди причин можно назвать истощение богатых и легкодоступных месторождений меди. Это, в первую очередь, Змеиная гора, а также ряд окрестных рудников. Соответственно, руду теперь приходилось возить на плавильные заводы из более дальних мест. Это нынешний Восточный Казахстан, Зыряновск, либо Салаир. Во-первых, это дальше территориально, во-вторых, там беднее руды.
Еще одна причина — это падение мировых цен на серебро. Вышло так, что купить серебро для производства монеты с рудников Южной Америки было выгоднее, чем самим добыть такое же серебро на территории Алтая.
Влияние оказали и устаревающие технологии. К сожалению, местная администрация не озаботилась внедрением передовых идей в металлургическое производство. Использовались примерно такие же методы, как и в XVIII — XIX веках. Механизация производства была низкой.
Помимо этого, значительная часть доходов от сереброплавильного производства оседала в карманах местной элиты в виде всевозможных взяток. То есть, присутствует фактор разворовывания средств, которые могли бы пойти на модернизацию.
Еще сказывалось, что сереброплавильный завод создавал определенные экологические проблемы. Во-первых, это вредные выбросы с предприятия. А во-вторых, это заводской пруд, который плохо чистили. Раньше проблем с ним не было, потому что нужен был большой ток воды на заводские механизмы. А теперь, раз объемы производства снизились, то такая необходимость отпала. Высокий уровень вод пруда поддерживал высокий уровень грунтовых вод, все это приводило к заболачиванию. В силу этого вспыхнула эпидемия холеры в конце XIX — начале XX веков. И все это ухудшало жизнь города. Поэтому и со стороны горожан было серьезное давление на кабинетскую администрацию, с точки зрения санитарно-гигиенических позиций. То есть завод воспринимался уже не как кормилец города, а как некий вредный атавизм.
Регион мог столкнуться с самым настоящим упадком
— Как регион справился с кризисом горной промышленности?
— Если бы не предпринимательская активность, то после закрытия сереброплавильного завода, Барнаул бы ждал самый настоящий упадок. Однако, нашелся выход и произошла переориентация на сельское хозяйство. Оно и до этого развивалось в регионе, потому что была необходимость кормить завод. Теперь же сельское хозяйство становилось все более и более товарным.
Благодаря переселенцам здесь стало развиваться, например, маслоделие, животноводство, разведение лошадей и крупного рогатого скота, пчеловодство, мараловодство. И, конечно, производство хлеба.
Но поскольку развивалось сельское хозяйство, то оно давало сырье для обрабатывающей промышленности. Допустим, выращивание злаков, подразумевает не только производство хлеба, это сырье для спирта. То есть у нас развивается винокурение, пивоварение, дрожжевая промышленность. Для мукомольного производства строились мельницы. Изначально они были либо водяные, либо ветряные. Но уже в начале XX века стали массово строить паровые.
Животноводство давало сырье для текстильной, обувной и кожевенной промышленности. И это подразумевало производство валеной обуви из шерсти. Также активно развивается шубное производство.
Если отойти от разговора об обработке продуктов сельского хозяйства, то развивается лесопильная промышленность. Сюда же можно включить и спичечное производство.
В начале XX века появляется льняная промышленность. В Бийске строится крупный завод, фабрика "Братья Бородины".
Мы видим, что Алтай превращается в житницу Сибири, в регион, который обрабатывает продукты сельского хозяйства.
Как молодой Новониколаевск обошел Барнаул
— Еще одно важное событие для экономики региона — строительство Транссиба. Действительно ли изначально эту железную дорогу хотели проложить через Барнаул?
— Конечно, железные дороги в Сибири — это настоящая транспортная революция, потому что до этого здесь не было скоростного всесезонного транспорта. Речной и гужевой способы передвижения во многом проигрывали.
Наверное, рассматривались какие-то варианты прокладывать этот путь южнее, чем он был построен, но чтобы прямо через Барнаул, скорее всего, нет. Потому что Транссибирская магистраль частично совпадала с Сибирско-Московским гужевым трактом, который существовал еще в середине XVIII века.
Город Новониколаевск был в значительной мере проектом алтайской кабинетской администрации, которая искала новые источники дохода. В условиях, когда горная промышленность закрывалась, это было идеальное место пересечения водного и железнодорожного транспорта, где будет развиваться торговля, промышленность, где будет много населения, значит, все это принесет огромные барыши конкретно в доход кабинета.
В этом плане, конечно, Транссиб сыграл для Алтая, с одной стороны, положительную роль, потому что он стимулировал развитие экономики. Теперь логистические маршруты выстраиваются следующим образом: гужевым транспортом сельскохозяйственная продукция свозилась на пристани к реке Оби и оттуда уже на пароходах все транспортировалось в Новониколаевск и там перегружалось на железную дорогу.
С другой стороны, экономическая активность переместилась на север, как раз к самой полосе железной дороги. И Новониколаевск буквально высасывал деловую активность.
Сельское хозяйство требовало новых кадров
— А как менялось образование в регионе? Ведь необходимо было обеспечивать сельское хозяйство квалифицированными специалистами.
— В плане образования, конечно, наблюдался значительный прогресс. Это действительно было связано с экономическими потребностями. Промышленность, торговля, транспорт, внедрение современных форм сельского хозяйства требовали грамотных людей.
Конечно, на Алтае высших учебных заведений не возникло. Хотя в Сибири, в Томске, они уже были. Однако, в начале XX века обсуждалось открытие сельскохозяйственного института на Алтае.
Безусловно, для того чтобы развивать образование, нужны были учителя. И на Алтае возникло несколько учительских семинарий. Одна из них работала в Павловске, другая была открыта в Барнауле. Развивалась сеть гимназий и реальных училищ. Была, конечно, огромная сеть церковно-приходских школ. Некоторые школы создавались частными лицами, допустим, при промышленных предприятиях.
Здесь, конечно, нельзя не назвать Василия Константиновича Штильке и его общество попечения о начальном образовании, открывавшее бесплатные школы.
В целом нужно сказать, что процент грамотных рос. В городах он был уже достаточно высокий. Хотя все равно еще не 50%. Неграмотных все еще было очень много. В сельской местности абсолютное большинство.
Но все равно, встретить грамотного человека было в начале XX века уже не новостью. О росте грамотности свидетельствует, например, развитие библиотечной сети. В Барнауле уже была крупная библиотека, причем общедоступная. Появилась своя печать, свои газеты. А раз появились средства массовой информации, значит, было кому их читать. Издаются свои газеты в Барнауле, Бийске, Новониколаевске. Издается журнал «Алтайский крестьянин», который, в общем-то, явно нацелен на сельских жителей, что тоже свидетельствует о распространении грамотности уже в сельских местах.
— Как бы вы кратко охарактеризовали состояние нашего региона на рубеже XIX и XX веков?
— Наш регион — это самый перспективный, благодатный и населенный край Западной Сибири. Но при этом, регион с не до конца раскрытым социально-экономическим и человеческим потенциалом. То есть это место, которое могло бы дать больше, чем дало в итоге.