"Антинаркотический" закон грозит миллионам книг — Минцифра предлагает паузу
В сентябре 2025 года вступает в силу закон, запрещающий распространение информации о наркотиках, если она не является "оправданной жанром неотъемлемой частью художественного замысла". Под действие закона попадают произведения, опубликованные после 1990 года. Книги, содержащие "запрещенную" информацию, должны быть промаркированы специальным знаком, занимающим не менее 5% обложки.
Однако, по мнению экспертов, проанализировать и промаркировать миллионы книг, потенциально попадающих под действие закона, в срок до сентября 2025 года нереально. Это может привести к массовому изъятию книг из библиотек и магазинов, что негативно скажется на книжной индустрии и доступности литературы для читателей.
Некоторые сенаторы, в частности, зампред Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Елена Писарева, выражают опасения, что под удар могут попасть даже классические произведения, такие как рассказы о Шерлоке Холмсе, где употребление наркотических веществ является частью образа персонажа и исторического контекста. Вопрос о том, как будет определяться "оправданность жанром" и кто будет принимать окончательное решение, остается открытым и вызывает беспокойство в литературном сообществе.
Помимо сложностей с маркировкой и анализом существующих изданий, новый закон создает неопределенность для будущих публикаций. Издателям придется тщательно проверять каждую книгу на предмет соответствия требованиям, что может привести к цензуре и самоцензуре. В результате, читатели могут лишиться доступа к произведениям, которые затрагивают сложные и важные темы, связанные с наркотиками, даже если они не содержат пропаганды.
Проблема усугубляется тем, что четкий перечень критериев, по которым будет определяться "пропаганда наркотиков", до сих пор не разработан. Отсутствие ясности может привести к произвольному толкованию закона.
Евгений Хан, владелец барнаульского магазина "Лавка букиниста", считает, что нужно не только промаркировать, но и полностью запретить распространение литературы, пропагандирующей наркотики и связанный с ними образ жизни.
"Целесообразно создать и регулярно обновлять перечень запрещенных книг, аналогичный списку экстремистских материалов. Это значительно облегчит работу книготорговых организаций. В то же время, я считаю избыточной мерой маркировку художественной литературы, где наркотики просто упоминаются. Это не принесет ощутимой пользы.
Насколько я понимаю, старые книги не нужно будет упаковывать в пленку. Достаточно будет разместить на обложке стандартное предупреждение о содержании информации о наркотических и психотропных веществах и об опасности их употребления, а также об уголовной ответственности за их незаконный оборот," — объясняет Евгений Хан.
Минцифры предложило перенести срок вступления закона в силу до 1 марта 2026 года, чтобы дать отрасли время на подготовку. Ведомство также создало экспертный совет, который будет консультировать издателей и продавцов по вопросам соответствия книг требованиям закона.
Инициативу Минцифры готовы поддержать в Совете Федерации. Сенаторы признают необходимость борьбы с пропагандой наркотиков, но считают, что закон должен быть реализован таким образом, чтобы не нанести ущерб книжной культуре.