10

Барнаул

Полицию России предложили разделить на федеральную, региональную и местную

ИА Атмосфера
  • 1 апреля, 2015
Эксперты разработали вариант кардинального реформирования правоохранительных органов.

Барнаул, 1 апреля – Атмосфера. Российская полиция – самая дешевая в мире, но система выстроена так, что люди в погонах делают много лишней работы под надзором бесчисленного множества контролеров. О том, в чем проблема современной российской правоохранительной системы и каковы варианты ее реформирования, рассказал преподаватель НИУ "ВШЭ", ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев, пишет портал "Сибинфо".

Этой теме эксперт посвятил целый доклад, который имели удовольствие слушать участники второго семинара в рамках проекта "Гражданский университет" Комитета гражданских инициатив. Мероприятие состоялось в Барнауле в минувшую субботу, 28 марта.

Кирилл Титаев в своем выступлении так описал ситуацию в правоохранительных органах, что стало жалко даже самих полицейских.

"Проблема полиции не в плохих кадрах или недостатке контроля. Проблема в системе. Задачи ставятся не по изменению ситуации, а по изменению показателей", – сказал эксперт.

Российская полиция очень дешевая, говорит Титаев. Один полицейский стоит очень мало денег. Но численность их высока. Отсюда и стандартная нагрузка на валовой продукт. Смотрите слайд ниже.

Конечно, мы все давно привыкли, что дешевое – не значит качественное. Полиция до сих пор работает по палочной системе, пусть они сами ее сейчас так не называют.

С одной стороны, в России регистрируется очень мало преступлений, потому что граждане просто не сообщают о них. Но, с другой стороны, если уже эта информация у полиции появилась, то она "приложит все усилия, чтобы преступление, которое не является раскрытым к моменту прихода гражданина, не было зарегистрировано".

И тут дело даже не в заведомой фальсификации, а в строгой отчетности, к которой приходится приспосабливаться людям в погонах. Простой пример: с каждым годом показатели фиксации и раскрываемости преступления должны расти. Так что выгоднее сегодня занизить, чтобы завтра не подставиться с недобором.

А раз нет строгой фиксации, то и со статистики нечего спрашивать. Потому и выводы делать сложно. "Президент не понимает, что происходит в его полиции", – говорит Кирилл Титаев.

Полиция гиперцентрализована, количество контролеров зашкаливает. В одном регионе Сибири года два назад эксперты насчитали 65 участковых, 30 инспекторов ПДН, и всех их контролировали 92 человека на уровне региона.

"Все они (контролеры. – Прим. ред.) пишут бумаги, спускают участковым, требуют отчеты. По этому же принципу устроены ФСКН и СУСК. 45% в СК – следователи, 10% – технические люди и водители, а аж 45% – начальники", – приводит пример докладчик.

Еще один устоявшийся тренд, также характерный не только для полиции, – вынесение "приговора" задолго до суда. "С момента предъявления обвинения до вынесения приговора шансов на реабилитацию меньше 1% на всех стадиях: и на следствии, и в суде. Если в отношении вас следователь или дознаватель написал постановление о привлечении в качестве подозреваемого, то вы получите приговор с вероятностью 99,3%", – сказал Кирилл Титаев.

Более того, типовой судья в России по делам, где привлекается прокурор, выносит оправдательный приговор один раз за свою карьеру.

Теперь подходим к самому главному: кто виноват и что делать? Виновата система, а не люди, а делать надо реформу, но совершенно отличную от той, что уже была.

Итак, во-первых, нет никакого смысла просто так взять и уволить миллион человек. На их место придут другие, система очень скоро регенерируется, и принципы работы нас берегущих никак не поменяются. Систему менять надо, возвращается к тому, с чего и начал, Кирилл Титаев.

И это как раз то, что будет во-вторых. А будет это реформа, которую в течение трех лет разрабатывали эксперты Института проблем правоприменения. Они предлагают упростить структуру (децентрализация полиции), отказаться от лишних функций и изменить систему оценки работы, в частности, вынести контроль за пределы структуры полиции.

Предлагается вот такая тройная структура: полиция федерального уровня, регионального и муниципального.

"Муниципальная полиция может подчиняться главе района, начальника в регионе быть не должно. Занимается охраной общественного порядка (порядок на улице и хулиганы). Это ППС, участковые и дежурная часть. На уровне субъекта – мелкие грабежи, мелкие разбои. Этим занимаются следователи, оперативники, дознаватели, а также ОМОН, конвой, ИВС. А вот тяжкими преступлениями должна заниматься федеральная полиция", – вкратце описывает суть Титаев.

По его словам, нет смысла управлять участковыми на федеральном уровне, они справятся на местах.

Что касается большого количества неспецифичных и дублирующих функций, то смотрите слайд.

Например, необходимо отказаться от лицензионно разрешительной работы, внутренних войск, что поможет сэкономить как минимум пару миллиардов рублей на генеральских зарплатах, вневедомственную охрану передать бизнесу, а работу по делам несовершеннолетних – органам соцопеки.

И третье направление – контроль. Сейчас ведомство само собирает информацию, анализирует ее и само же оценивает эффективность своей работы. Эксперты предлагают создать что-то вроде федерального агентства криминальной статистики. И, конечно же, большую коррупционную тему уничтожать отдельным антикоррупционным органом.

При этом Титаев называет главной проблемой не бытовую коррупцию: "Это жутко портящий вид прыщик на лице человека, который умирает от рака. Более серьезная проблема – коррупция вымогающая, возбуждение дел, пытки с требованием денег".

Предложение, прямо скажем, очень внушительное и сложно реализуемое, хотя, по мнению его разработчиков, не будет ничего стоить благодаря оптимизации. Остается один главный вопрос: как на такое "выгодное" предложение отреагирует сама система.

Новости партнеров

Комментарии

Виктор
Так искажите,что в связи с ситуацией в стране в будущем,нужно увеличить количество силовых структур.

17 сентября: распространение фейков и визит алтайской делегации в Беларусь

Алтайский край и Беларусь обсудили реализацию совместных проектов

Проект переправы через реку Пивоварку обойдется Барнаулу в 6 млн рублей

В Алтайском крае распространяется фейк о передаче региональных денег Кузбассу

В АКЗС обсудили реформу судебного представительства

По каким критериям сибирская молодежь выбирает работу — hh.ru

Алтайские контрактники получат более пяти миллионов рублей за первый год службы

В Алтайском крае фермеры стали выращивать больше масличных культур

В Барнауле будет ликвидировано 14 несанкционированных свалок

Ирину Рыбину прочат на пост начальника управления молодежной политики

Семипартийный парламент сформировался в Новосибирской области

В Алтайском крае обнаружили более 6 тонн некачественного мяса

Алтайские приставы содействовали подключению электричества на участке в селе Зимари

В Барнауле строят крупнейший центр детской хирургии в регионе

SuperJob выявил самые щедрые предложения на рынке труда Барнаула в сентябре

Продажи подержанных китайских автомобилей в Алтайском крае выросли на 30%

Деловой гороскоп на 17 сентября: космические советы для успешного бизнеса

16 сентября: завершение уборочной кампании и спад жилищного строительства

Инфляция в Алтайском крае снизилась до 8,85%

В Барнауле на улице Сельскохозяйственной введены новые ограничения скорости

Кофе в офисе — обыденность. Компании рассказали, какие бонусы привлекают кандидатов

В Алтайском крае планируется ввести новый налоговый режим для малого бизнеса

Алтайские полицейские задержали рецидивистов, пытавшихся организовать сбыт наркотиков

Судебные приставы защитили пенсионерку из Барнаула от долговых проблем

Уровень страха перед коронавирусом у барнаульцев сравнялся с боязнью гриппа

Архив