9

Барнаул

Лоббизм? Эксперты рассказали о росте акциза на жидкость для электронных сигарет

Увеличение ставки привело к закрытию вэйпшопов и производств жидкостей для электронок, а также к распространению подпольных вэйп-магазинов
Фото:
Фото:. freepik.com
ИА Атмосфера
  • 29 марта, 2024

В октябре 2023 года Госдума приняла закон об увеличении акцизов на табачную продукцию. Так, с 1 января 2024 года ставка акциза на жидкости для электронных сигарет выросла на 110% - с 20 до 42 рублей за 1 мл. То есть, если перевести это на объём флакона жидкости, он составляет 1260 рублей за 30 мл. При том, что до этого акциз на никотиносодержащую жидкость повышался постепенно.

Для сравнения, акциз на сигареты и папиросы вырос на 210 рублей, до 2813 рублей за одну тысячу штук. То есть, на данный момент он составляет примерно 56 рублей за пачку в 20 штук.

В связи с таким резким ростом акциза на жидкость цены повысились и на сам продукт. Также из-за этого прекращают свою деятельность множество вэйпшопов и производителей жидкостей для электронных сигарет по всей России. Алтайский край эта ситуация тоже не обошла.

Представители вэйп-индустрии считают такой рост налоговой ставки “не совсем корректным”, а также думают, что это приведёт к распространению подпольных точек. Алтайские депутаты связывают это с лоббированием табачными компаниями своих интересов.

О том, как повлияло повышение акциза на вэйп-индустрию в Барнауле, что думают о нём специалисты этой сферы, а также как объясняют повышение акциза на жидкость для электронных сигарет депутаты, рассказываем в материале “Атмосферы”


Справка:
 
Мы поговорили с койлбилдером (производителем койлов - нагревательных элементов в составе электронной сигареты, которые преобразуют жидкость в пар), работающим в крупной сети магазинов электронных сигарет, Кириллом Никоновым. Он занимается деятельностью в сфере вэйпинга уже более 10 лет, а койлбилдером стал в 2015 году. В то время эта сфера была не так сильно развита, поэтому в Барнауле Кирилл был в своём роде “первопроходцем”.
 
Идея построить на этом свой бизнес к койлбилдеру пришла в 2017 году, когда местный вэйпинг был на достаточно низком уровне развития. Теперь же, по его словам, барнаульский вэйпинг сильно превосходит тот же московский.
 
Койлы создаются из проволоки. Это ручная работа с использованием различного оборудования. Хотя сейчас уже есть огромный выбор готовых устройств для производства койлов, Кирилл Никонов самостоятельно собрал подобное оборудование.
 
Сейчас Кирилл Никонов сотрудничает с одной сетью магазинов электронных сигарет, которая имеет множество точек по Алтайскому краю. По его словам, производство койлов - прибыльное дело. Минимальная наценка на них составляет примерно 300%, тогда как максимальная доходит до 1000%. При этом сейчас на изготовление одного койла из 10 см проволоки у Кирилла уходит всего около двух минут. Кирилл рассказал о ситуации на рынке жидкости для вэйпов, увеличении акциза, противостояния производителей табачной и вэйп-продукции, а также конкуренции “белых” и “чёрных” вэйпшопов.

Как повлиял акциз на деятельность вэйпшопов?

По словам Кирилла Никонова, стоимость жидкости для электронных сигарет увеличилась примерно в 2,5 раза после введения маркировки и увеличения акциза. 

“Есть очень простой пример у одной российской компании, которая вышла на рынок как раз до акцизов и маркировки. Их жидкость раньше стоила 890 рублей за 30 мл, а сейчас она же домаркированная стоит 1560 рублей за флакон. Полностью маркированная она будет стоить примерно 2280 рублей”, - рассказал он.


Справка: маркировка - установка индивидуального знака товара (штрихкода DataMatrix). Его можно увидеть на упаковке молока, бутылке воды и других товарах. С помощью маркировки можно проверить подлинность товара, а также проследить его путь от производства до прилавка. Домаркировка - размещение штрихкода на продукции, выпущенной до введения закона.

При этом в среднем вэйпер употребляет около 30-60 мл жидкости в месяц, хотя это зависит от того, как часто человек парит. Как поделился койлбилдер, сейчас многие пользователи электронных сигарет шокированы и разочарованы резким увеличением цен, они собираются прекратить “парить” и вернуться к курению, так как им кажется, что так выгоднее. Однако это не так.

“Среднестатистический курильщик выкуривает в день одну пачку сигарет, которая сейчас в среднем стоит 200 рублей. В месяц получается около 6000 рублей. А флакон жидкости обойдётся в 1500, плюс примерно 300 рублей на картридж, как на расходник. Получается 1800, что всё равно втрое дешевле, чем курить. Но люди не видят так далеко, они смотрят на то, сколько они потратят сейчас”, - объяснил Кирилл.

Также он рассказал, что закон повлиял не только на пользователей, но и на самих производителей жидкостей. Многие из них закрываются, а кто-то начинает выпускать жидкость на мощностях тех фабрик, что уже прошли сертификацию. Закрываются и крупные сети магазинов электронных сигарет по всей России. В связи с этим всё чаще открывают подпольные торговые точки.

“Можно использовать огромное количество разных уловок, потому что закон не идеален. Его ещё стоит доделывать, его будут по-любому пересматривать и вносить правки. И пока его не поправят, подпольные вэйпшопы будут существовать”, - высказался койлбилдер.

По его словам, это связано с тем, что большей части потребителей важна цена, а не качество жидкости. Также за такими вэйпшопами некому следить, так как в штате органов власти не хватит людей для быстрого решения проблемы. Однако он считает, что подпольные точки закроют, но на это уйдёт очень много времени.

Из чего формируется цена и как можно её снизить?

Как рассказал Кирилл Никонов, для того, чтобы можно было производить жидкость, фабрике нужно сначала получить сертификацию, на что уходит почти 10 млн рублей в год. После этого ей необходимо каждый свой выпускаемый продукт подвергать лабораторным испытаниям. То есть, чтобы получить разрешение, производителю нужно проверить каждый вкус из линейки жидкости. За эти испытания тоже нужно заплатить. Дальше, когда продукт выпускают, его нужно предоставить на мониторинг “Честный знак”, где выставляют акциз за произведённый объём. Из этого всего и рождается цена.

Для того, чтобы минимизировать стоимость жидкости, сейчас производители начинают выпускать флаконы с меньшим объёмом.

“Если раньше обычный объём был 30 мл, то сейчас у большинства это 10 мл. Из-за акциза 30 мл стало стоить просто неподъёмно”, - поделился Кирилл.

Также, по его словам, в магазинах электронных сигарет может измениться подача жидкости - её начнут продавать в двух флаконах. В одном из них будет основа - глицерин и пропиленгликоль, в другом - концентрат, состоящий из ароматизатора и никотина. В таком случае под налог попадает только ёмкость с никотином и общая цена на жидкость снижается.

“Люди будут это покупать и самостоятельно дома смешивать. На территории магазина этого делать будет нельзя, потому что для этого нужна лицензия производителя жидкости. Такое практикуют европейские, американские и азиатские производители”, - рассказал койлбилдер.

При этом такая схема никак не повлияет на качество жидкости. Изменятся лишь её сроки годности и условия транспортировки, так как ароматизаторы и никотин достаточно легко окисляются.

Фото: архив Кирилла Никонова

Что повлияло на такое сильное увеличение акциза?

Койлбилдер считает, что такой резкий рост акциза на жидкость для электронных сигарет пролоббирован табачными компаниями из-за популяризации вэйпинга. 

“Если посмотреть, сколько людей парит и сколько курит, то соотношение сейчас где-то 50/50. Несколько лет назад было - 20/80, то есть вэйпинг проигрывал сигаретам. Соответственно табачные компании теряют свои продажи, теряют свою прибыль из-за нас. Из-за этого они начинают делать аналоги. К примеру, компания Philip Morris изобрела IQOS, потому что нужна была какая-то альтернатива со стороны сигарет, чтобы задавить вэйпинг”, - высказался Кирилл.


Справка: впервые электронную сигарету, работающую на пропиленгликоле, никотине и ароматизаторах, изобрел китайский ученый–фармацевт Хон Лик в 2003 году с целью пропаганды ЗОЖ и лечения никотиновой зависимости. А система нагревания табака IQOS была впервые выпущена в 2014 году.

Также, по мнению койлбилдера, на такие изменения в законодательстве повлияли и случаи “бездумного использования электронных сигарет”. 

“К примеру, курили в общественных местах, храмах, соборах, автобусах и тд. Я всё это видел, слышал и мне было больно”, - поделился он.

В связи с этим у Кирилла Никонова сформировалась двоякая позиция по законам, относящимся к вэйп-индустрии. С одной стороны, он считает, что маркировка - это хорошо, так как производители начинают проходить испытания и лабораторные тесты. Также подобные инициативы могут привести к более правильному использованию электронных сигарет. То есть, люди перестанут делать это, как способ времяпрепровождения, а начнут “парить” по три-пять минут несколько раз в день для насыщения никотином. С другой стороны, он не поддерживает то, что сигаретный акциз платят за пачку, а акциз на жидкость - за каждый мл.

“Если бы акциз был на весь объём, то есть для 30, 60 и 100 мл - свой индивидуальный налог, то у нас все бы производители остались на рынке. Они погубят эту сферу и тем самым потеряют огромный оборот налогов”, - сказал Кирилл.

Что говорят об этом алтайские депутаты?

Заместитель руководителя комитета АКЗС по бюджетной, налоговой, экономической политике и имущественным отношениям Антон Арцибашев так же считает, что такое резкое увеличение акциза на жидкость для электронных сигарет пролоббировано табачными компаниями. 

“Это разборки традиционных табачных компаний и производителей жидкостей для электронных сигарет. Первые лоббируют законы, чтобы вэйпинг стал таким же дорогим и табачные компании обратно отвоевали свои позиции”, - сказал депутат.

По его мнению, по той же причине сильно разнится динамика увеличения ставки акциза на жидкость для вэйпов и на сигареты, а также налог на жидкость взимается за каждый миллилитр, а на сигареты - за 1000 штук.

“Государство пытается удовлетворить интересы всех игроков рынка, а табачные компании берут реванш и через федеральные органы власти проводят необходимые для себя поправки”, - добавил Антон Арцибашев.

При этом парламентарий отметил, что этот закон ввели в первую очередь не из-за беспокойства о людях, хотя ему “очень бы хотелось в это верить”. 

“Беспокойство о здоровье - не главный “приводной ремень”, скорее бизнес, который лоббирует те или иные интересы. Это то, что двигает в той или иной степени отрасль”, - думает депутат.

Что касается распространения подпольных магазинов электронных сигарет - теперь это головная боль правоохранительных органов и они ведут деятельность по поиску и наказанию таких правонарушителей, говорит Арцибашев. Однако, закрыть все нелегальные магазины не получится никогда, так как, пока существует спрос на эту продукцию, люди будут находить различные механизмы по “обходу закона”. 

Антон Арцибашев считает, что развитие вэйп-индустрии будет происходить очень динамично и такое понятие, как “вэйпинг”, вряд-ли пропадёт.

“Это та отрасль, которая будет очень динамично развиваться, несмотря на все запреты. И табачным компаниям либо придётся купить вэйп-индустрию, на что у них хватит финансовых ресурсов, либо просто создавать в ней свои бренды. Именно в эту сторону пойдёт развитие, потому что всё чаще и чаще видишь людей, которые всё больше и больше используют различные альтернативы традиционным сигаретам”, - считает он.

Также парламентарий добавил, что он выступает за то, чтобы люди переставали употреблять и электронные, и табачные сигареты. 

“Нужно более динамично со стороны власти и СМИ пропагандировать здоровый образ жизни, нежели какие-то такие вещи, чтобы они не были для молодёжи крутыми”, - заключил Антон Арцибашев.

Добавим, что по поводу повышения ставки акциза на жидкость для электронных сигарет региональные представители вэйп-индустрии к уполномоченному по защите прав предпринимателей пока не обращались. Об этом “Атмосфере” рассказал бизнес-омбудсмен в Алтайском крае Андрей Осипов.

Новости партнеров

Вадим Климов: Ленина сменил Сеятель. А что будет с сереброплавильным заводом?

Какие федеральные законы вступают в силу в мае 2024 года - обзор

Бывшей главе барнаульского "Жилфонда" продлили содержание под стражей

Стало известно, кому в Алтайском крае предлагают зарплату от 200 тысяч рублей

"Мы не справимся": в Первомайском районе образовался дефицит инфраструктуры из-за ИЖС

Алтайские "фронтовики" при помощи школьников ищут самое неаппетитное блюдо в столовой

Депутаты АКЗС отчитались о доходах за 2023 год. Точных сумм избиратели не узнают

Убытки "Бирюзовой Катуни" выросли почти на 1500%

Кто из муниципальных глав чаще всего упоминался в СМИ в марте?

Теперь официально. В АлтГУ рассказали, кто вышел в финал выборов ректора

В Алтайском крае ввели особый противопожарный режим. Какие запреты действуют?

За первый квартал 2024 года промпроизводство в Алтайском крае выросло на 7,4%

“Они внедряли современные методы лечения”. Ветеран АГМУ рассказал о своих учителях

Барнаульские власти обсудили с перевозчиками жалобы на срыв графика движения

Маршруты для школьников могут запустить в алтайском селе после вмешательства эсеров

В Барнауле прошёл круглый стол по обращению с бродячими животными

Гордума не стала гасить задолженность Барнаула в ущерб расходам на "социалку"

В Алтайском крае могут принять закон об умерщвлении бродячих собак?

Градсовет Барнаула забраковал все варианты проекта здания напротив "Сити-центра"

В другой регион. Молодой министр спустя год покидает алтайское правительство

В Алтайском крае отменили фейерверки на 1 и 9 мая

На ремонт барнаульской поликлиники №1 выделят 110 млн рублей

Коммунистам запретили проводить первомайский митинг на площади Советов в Барнауле

Председатель УИК на Алтае получила награду МВД за "спасение" бюллетеней от зеленки

На стройке панорамного ресторана на Манжероке произошёл пожар

Архив