Интервью на asfera.info: Олег Пайбердин: "Главное, чтобы у слушателя было свое собственное мнение"

Интервью на asfera.info: Олег Пайбердин: "Главное, чтобы у слушателя было свое собственное мнение"

 

Веками музыка была, есть и будет той объединяющей силой, которая способна заставить человека отвлечься от будничной серости, заглянуть в себя, осмотреться вокруг. Какую музыку предпочитают сегодняшние слушатели, от чего зависит настроение зала и для кого современные авторы пишут свои произведения? Об этом и многом другом ИА "Атмосфера" в Международный день музыки рассказал один из самых удивительных композиторов современности, основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля "Галерея актуальной музыки", один из инициаторов и кураторов фестиваля актуальной музыки "Другое пространство" Олег Пайбердин.

 

– Олег Вячеславович, Вы являетесь ярким представителем довольно необычного музыкального направления – авангардного, яркого, непривычного. Как реагируют на Вашу музыку слушатели?

– Я не отношу себя к авангардному течению. Мы играем не авангардную, скорее актуальную музыку, которая не несет на себе отпечатка профессионального мнения критиков, музыковедов. Она новая, неизвестная, и слушатель реагирует на нее напрямую, не опираясь на чью-то оценку. Это ее главное достоинство – формирование собственного мнения слушателя.  Мне кажется, нам всем сегодня не хватает собственного мнения, которое нужно отстаивать, даже если оно в чем-то не совпадает с общепринятым.

Когда мы экспериментируем, порой мы даже не знаем, каков будет конечный результат этого эксперимента – и это очень значимо и ценно для нового, свежего взгляда на привычные вещи. А авангард – это все-таки больше исторический термин, и он имеет четкую привязку к послевоенной Европе. Сейчас это переосмысление музыкальных средств, накопленных за этот период.

– Скажите, есть ли разница, на какой площадке исполнять актуальную музыку, атмосфера важна?

– Конечно, есть. Мне кажется, что выступать на площадках, которые созданы только для концертов, – это слишком шаблонно. Иногда этого мало. Необходимо, чтобы публика чувствовала себя более свободно, чтобы было некоторое концертное действие, не ограничивающее слушателя регламентом концертного зала.

Нам нравится выступать в музеях, там музыка звучит совершенно по-другому. Там сама обстановка располагает к иному слушанию и восприятию. Очень важно, как оформлено пространство, какое настроение несет в себе обстановка. Это действительно нужно – играть не только в залах, но и в музеях, храмах, на заводах, в банках, если хотите, на открытых площадках.

– То есть эксперимент важен во всем?

– Сейчас экспериментируют не столько с содержанием, сколько с подачей музыкального материала, стремясь изменить восприятие музыки, придать ей особый смысл. Современные академические площадки "охлаждают" отношение слушателей своей подчеркнутой академичностью. А ведь они приходят на концерт не только ради самой музыки, но и за атмосферой, которую создает музыкальное событие. Точнее сказать, в понятие музыки входит не только непосредственно музыкальный текст, интерпретируемый исполнителем, но и место, среда, пространство, в котором звучит произведение. Произведение включает в себя все составляющие: авторский текст, его интерпретацию, место исполнения, воспринимающую публику.

– А как Вы относитесь к классике? Действительно ли классиком через некоторое время может стать любой?

– Скорее да, чем нет, но далеко не все через некоторое время становится классикой. Только то, что выносится на суд публики. Есть много музыки "неполучившейся", которая так и не нашла слушателя. Момент устаревания музыки предугадать невозможно. На людей воздействует магия имен, они формируют отношение к произведениям. Но время проходит, и магия среды растворяется. Остается произведение, созданное по определенным законам, но в новой среде – эдакая концепция будущего. И мы не можем предугадать, как слушатель отзовется на очередной эксперимент. Некоторые произведения действительно ждут, когда их откроют. Проходит время, и кто-то интересный, живой, новый начинает видеть их по-новому.

Сегодня очень много подделок, однодневок, даже в академической музыке. Они пишутся за очень короткое время и исполняются, как правило, один раз. Редкие произведения неизменно переходят из одной программы в другую.

– А что нужно вашему слушателю, что ему нравится, какие тенденции сейчас главенствуют?

– Сейчас много течений. Любая музыка невольно находит своего слушателя. Особенно это заметно в столице. Там очень богатая программа, искушенным слушателям есть из чего выбрать, и выбор этот почти всегда осознанный. И чем меньше известных составляющих,  тем специфичнее слушатель. Он приходит на что-то неизвестное специально. А кому-то, напротив, нужны имена, знакомые названия, определенные площадки…

– Вы много выступаете не только в России, но и за рубежом – там и здесь слушатели отличаются друг от друга? Где более раскрепощенное восприятие?

 

– Это преувеличение, что на Западе более искушенная публика. Она просто давно приучена к определенной подаче музыки, к концертам, живому исполнению. У них есть определенная традиция. А что касается того, что они больше знают или понимают, – это неправда, там такие же люди, как и мы. Там на актуальную современную музыку ходят немногие, так  же как и везде. Если классическую музыку слушает в мире 1,5-2%, то нашу музыку слушают и того меньше – не более половины процента. Но они дорогого стоят.

 

Но на самом деле все хорошо. Я не переживаю, что нас слушают не стадионы, а 100-200 человек, пришедших в какой-нибудь концертный зал или музей. Зато с ними можно пообщаться, понять, чем они живут, чем дышат, что любят. Они сами формируют среду для развития актуальных направлений искусства. Для нас это очень важно.

Справка: Олег Вячеславович Пайбердин родился 13 декабря 1971 года на Алтае. Детство и юность провел в городе Каратау (Казахстан). Окончил Асбестовское музыкальное училище и Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского в Екатеринбурге. Член Союза композиторов России с 1997 года. Лауреат III Международного конкурса по композиции имени Сергея Прокофьева (Москва – Санкт-Петербург, 1999).

Один из основателей и руководителей екатеринбургской мастерской новой музыки Autograph, преподавал на кафедре композиции и инструментовки Уральской государственной консерватории.  С 2005 года живет в Москве и работает в Московской государственной академической филармонии. Основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля "Галерея актуальной музыки".

Читайте полную версию на сайте asfera.info