Денис Октябрь: «Я не буду писать так, как вы хотите. Я буду писать так, как хочу я»

Он безумно любит сентябрь. Говорит, это самая необычная пора: вроде бы уже не лето, но и все еще не осень. Он ненавидит лето, потому что не любит отдыхать: ему скучно ничего не делать. Ему все равно, что о нем говорят: он слушает только свой внутренний голос и до конца остается верен самому себе. Он чистый индивидуалист. Он – Денис Октябрь.

Заходим в святая святых каждого художника - мастерскую. Вторым домом Дениса Октября оказалась маленькая комнатка: стол, диван, мольберт. И, конечно, картины... они всюду: на стене, на столе, на подоконнике, даже на полу - это те, которые не вошли в очередную экспозицию. К слову, сейчас у Дениса одновременно проходят две выставки: в Томске и впервые в Петербурге.

"Так что, это вы не вовремя пришли, - улыбается художник, - то, что здесь осталось, - это почти ничего, а вот что здесь было пару дней назад..."

Сам Денис - перед мольбертом, небрежными мазками завершает очередную картину: пишет на выставку в Москву на Арт-Манеж.

"Это "Старик и море", - поясняет автор, - такая работа уже была, сейчас я решил повтор сделать, авторский повтор он всегда другой. Просто пишу по-другому. Я могу фантазировать на тему "старик и море" как угодно".

Кисточка нервно касается поверхности холста. Но вместо оттенков бушующей морской стихии - на картине цвета мягкие, пастельные.

"Это, наверное, потому что я такой человек. Мягкий, - поясняет художник. - И от этого никуда не деться. Каждая картина - это я".

- Денис, насколько "неслучайным" оказался ваш выбор профессии?

- Отец никогда не говорил мне "будь художником!". По-моему, он даже не хотел, чтобы я был художником. Конечно, он повлиял в чем-то, потому что вся кухня мне известна с самого детства. И долгое время у него не было еще мастерской, он писал у нас на кухне. Такая "кухня" на кухне. Много его ранних работ было написано на кухне. Самое главное, мне кажется, не только отец, но и я очень долго и много в этой сфере общался. Мама у меня была искусствоведом, знала многих художников, и ее все знали, и она постоянно возила меня к художникам, мы ездили по разным мастерским. Это, конечно, очень важно. Ты можешь сравнивать, ведь все по-разному пишут, все по-разному думают. Это все очень интересно маленькому пацану, который вникает во все это. Отец уже начал подсказывать, когда я в художке учился.

 - Кстати,  в художественной школе Вы проучились три месяца и буквально сбежали оттуда. Что не понравилось?

- Это было просто невозможно. Горшки поставили, и мы рисовали это…Это не то, чтобы неинтересно, а настолько было…(Денис задумывается, пытаясь подобрать самое "мягкое" слово, когда приходится вспоминать об уроках в художественной школе) ...приземленно! И настолько плохо и плоско. Ужасно просто.

Потом через какое-то время я учился на гитаре играть, абсолютно ничего не добившись, потом по всяким другим кружкам ходил, сейчас даже и не вспомню, куда только не ходил... потом в художку все-таки пришел в 13 лет и проучился там два года. Причем пришел, даже не знал, что туда надо. Говорю: вы мне скажите, что принести, я принесу. У меня ни красок не было, ни карандашей. Возьмите меня. (Причем уже пришел туда поздно - было 1 сентября). Они на меня посмотрели: как тебя зовут? Я говорю - Денис, а фамилия - Октябрь. Они так - раз, переглянулись... и взяли.

- Сегодня Денис Октябрь - член Союза художников, у которого за плечами масса всевозможных выставок. Помните свою первую выставку?

- Да, конечно, помню. Это не так давно было -  всего 10 лет назад. Буквально за три месяца написал около 30 работ. В АГУ была выставка в 1998-ом. "В поиске света". Тогда волновался, конечно, но мне было все равно: оценят - не оценят. Мне тогда главное было - наработать очки. Очень неудобно работать дома, в квартире тесной, мне нужна была мастерская, нужны были очки, чтобы ее получить.

- Зритель Вас знает как художника-пейзажиста, а когда-нибудь Вы пробовали написать портрет или автопортрет?

- Я писал в 2004 году на выставку автопортрет. Но это так, не очень серьезно. Там портреты друзей были и мой. Но мне не очень понравилось, как я написал. Это на самом деле одна из самых сложных задач - писать автопортрет. Портрет человека написать - это очень непросто, профессионал может написать с натуры, с фотографии, и будет все похоже. Будет все здорово, все замечательно, человеку понравится, и будет этот портрет висеть. Я считаю, что это некое лукавство. Состояние человека, если ты его не знаешь, очень сложно угадать внутри, что он из себя представляет. С ним нужно, по крайней мере, очень долго общаться.

- По заказу работать приходилось?

- Да, я писал портреты на заказ. Было время, когда мне приходилось браться за все, такой период становления. Я писал портреты, ну а что тут такого? В какой-то мере они мне даже нравились. А вот с недавнего времени на заказ вообще не пишу. Так раньше не было. Это последние три года так. Потому что я понял: это безумно сложно для меня - писать на заказ, ломаешь себя, всегда сопряжено с нервами. Живопись - это не работа. Я не могу писать то, что я не хочу писать. Это морально невыносимо.

- А как же критика заказчика? Творческие натуры обычно ой как не любят, когда им указывают...

- Да, критику я не терплю. Я слишком давно и серьезно занимаюсь своим делом и знаю, где я схалявил, а где - нет. Самое главное - это ответственность и искренность перед самим собой. Если с этим все в порядке, никакая критика не страшна.

 - Чье мнение для Вас наиболее авторитетно?

- Меня интересует мнение только Дениса Октября.

 - Как Вы смотрите на ситуацию, когда искусство начинает превращаться в бизнес?

 - Это очень непростой вопрос. На самом деле, есть очень интересная вещь. Мы, художники, делаем картины, а картины - это вещи, то есть это материальное что-то. Мне столько вещей не нужно, сколько я делаю. Но ведь это материальное может продаваться, его можно обменять на деньги. А деньги нужны для чего? - Да для того, чтобы тупо купить кисти и холст. Заниматься живописью - это сейчас супердорого, поэтому художников по пальцам пересчитать, кто активно пишет.

- Кстати, недавно Вы стали заниматься фотографией...

- Фотографией я не занимаюсь, это я так, для себя фотографирую. Иногда что-то показываю друзьям, знакомые говорят: давай-давай, давай-давай - ну я и дал выставку какую-то, ну и что? Я не считаю себя фотографом и не претендую на лавры профессионала, фотографирую и все. (Денис показывает одну из своих фоторабот с видом на реку: прибрежные камни и сплывающие откуда-то из тумана столбы.) У меня ассоциативные работы. Ну и что, что столбы?  Все думают – что это такое? Зачем эти столбы снимаешь? Для чего? ...а мне в общем-то наплевать, что это столбы, мне интересно состояние, состояние вокруг, состояние, которое у меня это вызывает. Я это состояние вижу и хочу передать.

- Многим фотографам, у которых даже самый дорогой инструментарий, передать состояние помогает все-таки "великий" фотошоп...

- На самом деле это не важно, какой фотоаппарат, важно, в каких руках он используется. Вообще я не умею в фотошопе работать, у меня времени на это нет. Я не совсем в ладах с компьютером, какие-то кнопки научился нажимать, вот их и нажимаю. А так... ничего я не умею.

- У Вас уже есть свои ученики?

- Да ну зачем? Я многое не смогу объяснить, потому что это на уровне подсознания, многие вещи невозможно проговорить. Обращались когда-то двое человек, но мне не то, что неинтересно, мне некогда с ними заниматься. У меня сейчас самое главное - воспитание детей. (У Дениса Октября два сына: 5-летний Эрик и 3-летний Филипп) У меня знаете, как день проходит? Я утром один с ребятишками, одеваю, кормлю, приходит нянечка, и мы идем со старшим в специальную школу, к 12:00 я иду в мастерскую. Здесь я нахожусь столько, сколько мне позволяет время, я все время пишу. Или думаю над картиной. Постоянно в творческом процессе.

- А дети уже начинают проявлять интерес к высокому искусству?

 - Да. Вот, например, мой Эрик. Он уже рисует. Он график. Рисует карандашами, красками, маркеры очень любит.  Рисует быстро, раскованно, первое, что придет в голову, что мне очень нравится. Его картинки – это в основном динозавры, животные, персонажи фильмов. Я не знаю, поведу я его в художественную школу или нет, я не думал об этом. Он очень свободолюбивый, разносторонний, чтобы отдаться какому-то одному делу. Потом для меня художественная школа, это… ну если не каторга, то очень узконаправленная школа, которая ломает и где-то портит дар, который есть в ребенке. А если он выразит желание стать художником, то отговаривать не буду. Мне кажется, здесь он должен сам проявить характер. Но отговаривать не буду.

- К чему пришел за 10 лет художник Денис Октябрь?

-  Я только начинаю подходить к тому, что я действительно хочу делать. 10 лет прошло, как я пишу, и мне кажется, что я только-только начал понимать, что я хочу. Много было работ, но я понимаю, что сейчас все только начинается, может быть, так и будет до конца... И хорошо, если этот поиск не прекратится.

Справка: Денис Октябрь родился 19 февраля 1977 года в г. Новоалтайске. Учился в Новоалтайской школе искусств. Преподаватели - Моисеева Л.Ю. и Рязанова Н.В. В 1997 году окончил Новоалтайское художественное училище, живописно-педагогические отделение. Его ведущим преподавателем был Хайрулинов И.С.

Заслуженный работник культуры, заслуженный художник России.

В 2001 году Денис Октябрь был принят в члены Союза художников России.
В 2000 году переехал в Барнаул.
С 1995 года участвовал более чем в 30 выставках, групповых, городских, краевых и всероссийских.
2004 г. - II Биеннале Графики в Санкт-Петербурге (премия В.А. Ветрогонского).
2004 г. - Всероссийская Триеннале Станковой Графики в Томске (почетный диплом)
Читайте полную версию на сайте asfera.info