Все секреты культового мультфильма "Падал прошлогодний снег"

Все секреты культового мультфильма "Падал прошлогодний снег"
Барнаул, 15 июля - Атмосфера. Летом, во время жары под 30 градусов, нам порой хочется чего-то прохладного. Таково уж противоречивое желание человека: зимой хотеть лета, а летом - … В такие моменты вспоминается снег, Новый год и новогодние фильмы и мультфильмы: «Ирония судьбы», «Двенадцать месяцев», и, конечно, «Падал прошлогодний снег». Предлагаю поговорить о последнем (по времени выхода на экраны, но отнюдь не по значимости).
 
Этот мультфильм подарил нам Александр Татарский 31 декабря 1983 года («Пластилиновая ворона», «Следствие ведут колобки», «Крылья, ноги и хвосты» и «Туда и обратно» - тоже плоды его трудов). Новогодний мультфильм в технике пластилиновой анимации было решено создать после успеха «Пластилиновой вороны». Со сценарием проблем не возникло: изменились лишь название «Ёлки-палки, лес густой» и главный герой, изначально – дворник из той же «Пластилиновой вороны». Актера на главную роль тоже пришлось поискать; Рину Зеленую и Лию Ахеджакову сменил Станислав Садальский, которого даже в титрах не упомянули (правда, не по вине режиссера – помешал скандал с участием некоей иностранной гражданки, замеченной в гостинице «Космос»). Впрочем, это не помешало телезрителям узнать актера по голосу.
 
Григорий Гладков обеспечил соответствующее музыкальное сопровождение, использовав при его создании инструмент под названием казу (металлический цилиндр с бумажной мембраной, сужающийся к концу). Объясняя композитору, какой должна быть финальная музыкальная тема, Татарский сказал: «Под эту мелодию нас будут хоронить!». Так и вышло: тема из мультфильма «Падал прошлогодний снег» звучала на похоронах режиссёра. Сюжет кажется незамысловатым на первый взгляд: главный герой — мужик, глуповатый, хитрый, ленивый, жадный, да ещё к тому же и косноязычный, отправляется на поиски елки и попадает в лес, полный самых неожиданных превращений и событий. Запутавшись в чудесах, неоднократно потеряв и снова обретя собственный облик, мужик возвращается домой ни с чем, тем самым вызвав недовольство «строгой и авторитетной» жены.
 

Композиция, построенная на сказках многих народов мира, как и главный персонаж, почему-то вызвали недовольство работников аппарата цензуры. Александр Татарский вспоминал: «Мне заявили, что я неуважительно отношусь к русскому человеку: «У вас всего один герой — русский мужик, и тот идиот!..». Режиссер пошел на хитрость: две недели добивался разрешения на то, чтобы снять фильм о Ленине по мотивам произведений Зощенко.
 
Чиновники, пытаясь не затрагивать запрещенную тему, в конце концов, утвердили первоначальный сценарий. Инфаркт режиссера был предотвращен («На сдаче «Снега» у меня было предынфарктное состояние»).
 
Добрая, светлая, пусть и немного грустная сказочная атмосфера послужила причиной успеха мультфильма. Фильм полюбился зрителям всех возрастов и моментально разошелся на цитаты. Чем больше мужик погряз в сказке, тем больше его фразы стали походить на фольклор. Вот некоторые из них: «В староглиняные времена, в одной пластилиновой местности...», «Какой же это Новый год, да без ёлочки?», «Мы, бояре, народ работящий! Такая уж наша боярская доля…» и «Тётенька, отпустите меня! Я волшебное слово знаю: «Пожалуйста»!». Интересна также фраза «Ох уж эти сказочники», являющаяся эпиграфом романа Достоевского «Бедные люди»; сам Федор Михайлович, в свою очередь, позаимствовал ее у рассказа «Живой мертвец» Одоевского.
 
Мультфильм стал настоящим вдохновением для целого поколения мультипликаторов, режиссеров и просто творческих людей. Вдохновившись пейзажами «пластилиновой местности», киевские архитекторы спроектировали ресторан под названием «Кабачок на бочок», посвященный мультфильму.
 
Не обошли вниманием мужичка и разработчики видеоигр: по мотивам его приключений были созданы две видеоигры, озвученные самим Станиславом Садальским. По сюжету одной из них у главного героя… исчезает его любимая баня, в поисках которой он вынужден обойти все Тридевятое царство.
 
Сопровождают его странствия дающая «ценные» советы жена и ехидный закадровый голос автора.
 
И в заключение скажу: тот, кто утверждает, что достижения искусства страны Советов были незаслуженно забыты, в корне не прав. Просто они изменились под влиянием современности, замаскировались и спрятались с помощью волшебной палочки. «Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники…»
 
Дарья Мишкина специально для ИА "Атмосфера".
Читайте полную версию на сайте asfera.info